Приехав на празднование Дня гончара, наследники мастера передали местному музею творческий архив своего предка
— Почiм ваша змiя? — худощавый мужчина средних лет рассматривает выкованную из металла рептилию с высоко поднятой головой.
— Три тисячi гривень, i ваша! Купуйте! — предлагает автор творения, не отходя от наковальни.
— А ви думаєте, вона з моєю коброю вживеться? — хитро щурит глаза мужик, почесывая затылок, и все понимают, что коброй он называет свою ворчливую супругу. Толпа зевак разражается громким хохотом.
Смех и хорошее настроение — постоянные спутники традиционного Дня гончара, который собирает в знаменитой Опошне на Полтавщине умельцев декоративно-прикладного искусства и почитателей из многих стран. В минувшие выходные праздник состоялся уже в двадцать третий раз. В этом году к гончарам присоединились и кузнецы.
Самым ходовым товаром на празднике были глиняные свистульки-петушки. Простенькие продавались по три гривни, а те, в которые наливать воду, чтобы посвистеть, — уже за двадцать.
От авторских работ настоящих мастеров — жбанов, глечиков, баранцов — глаз не оторвать. Только вот цены кусаются. Зато возле посуды, изготовленной на заводе под Киевом, стоит очередь. Расписанная в традиционном опошнянском стиле, она в два раза дешевле. Но так ведь и сделана не из красной глины, с которой работают опошняне, а из белой.
— Ранее ни одна хозяйка не обходилась без посуды из красной глины, — рассказывает самый старый опошнянский гончар, 85-летний Василий Онуфриевич Омеляненко. — Она очень полезная, экологически чистая. Еда в ней не только хорошо сохранялась, но и приобретала приятный вкус. К сожалению, с появлением эмалированной посуды глиняная вышла из повседневного обихода. Однако народные традиции постепенно возвращаются.
Сохранением и популяризацией древнего ремесла долгие годы занят основатель Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне, доктор исторических наук, директор Института керамологии Олесь Пошивайло, гончар с деда-прадеда.
Участниками нынешнего гончарского форума были представители России, Болгарии, Грузии, Азербайджана, Литвы, Германии, Норвегии. Из США уже второй раз прибыли отец и сын Линде-Кричевские, оба Василии, наследники известного украинского живописца, графика, архитектора, автора государственного герба Украины Василия Кричевского (1872 — 1952). И приехали не с пустыми руками — привезли огромный архив рукописных материалов и рисунков своего дедушки и прадедушки, который передали Национальному музею украинского гончарства.
— Это наш небольшой вклад в развитие украинской духовности, — заметил 58-летний внук Василия Кричевского, американский скульптор, художник и реставратор Василий Линде-Кричевский. — Я знаю, какие усилия украинцам пришлось приложить к тому, чтобы сохранить свое культурное наследие. И рад, что мой сын всем сердцем прикипел к этой чудесной земле. Он заявил мне, что хочет остаться здесь навсегда. Надеюсь, судьба будет к нему благосклонна…
На ногах у 26-летнего правнука знаменитого архитектора были кроссовки собственного дизайна — разрисованные в сине-желтые тона. Как выяснилось, дома, в США, он заказывает на фабрике белую спортивную обувь, а потом с помощью специальной технологии воспроизводит на ней орнаменты, созданные некогда прадедом. В Опошне молодой человек только начал осваивать гончарское ремесло. И уже создал целую серию маленьких курительных трубок. В этом году Василий собирается стать студентом Львовской национальной академии искусств.
В Опошне каждый имеет шанс научиться азам гончарного дела. Например, самым младшим учеником у Сергея Ивашкива из Червонограда Львовской области, который работает в старинной технике черно-дымленой керамики, был трехлетний мальчик. А 12-летний сын Сергея уже два года помогает отцу, чем тот несказанно гордится.
Из досье «ФАКТОВ»
Архитектор-самоучка, художник и оформитель Василий Григорьевич Кричевский родился в 1879 году в селе Ворожба Лебединского уезда Полтавской губернии (ныне Сумская область). Учился в Харьковском железнодорожном техникуме, зарабатывая себе на жизнь тем, что создавал для небогатых мещан проекты домов. В 19 лет Василий уже работал помощником городского архитектора и имел право подписывать свои проекты.
Кричевский — один из основателей Киевской академии художеств (1917 год), оформитель 12 художественных фильмов, в том числе и знаменитой «Звенигоры» Александра Довженко.
Именно Василию Кричевскому первый президент Украинской народной республики Михаил Грушевский поручил разработать символику молодого государства. Художник предложил на утверждение переработанный трезубец киевского князя Владимира. Кстати, знаменитый научный труд Грушевского «Иллюстрированная история Украины» оформлял тоже Кричевский.
Впоследствии, после освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков, пожилой архитектор, опасаясь, что советская власть не простит ему пребывания на оккупированной территории да еще вспомнит о его знакомстве с Михаилом Грушевским и Симоном Петлюрой, вынужден был эмигрировать — сначала в Париж, а затем в Венесуэлу, куда был приглашен на работу его зять Иван Линде, специалист по нефтедобыче.
В 1952 году, не дожив месяц до 80-летия, Кричевский умер. В 1975-м его останки были перевезены в США, куда перебрались наследники архитектора. После себя Василий Григорьевич оставил сотни художественных полотен и эскизов, которые находятся главным образом в Украинском музее в Нью-Йорке.