Верховная Рада продлила до 1 сентября действие сниженных налогов на бензин и дизтопливо. По словам представителей Минэнергоугля, ведомство и дальше будет внимательно следить за ситуацией на мировом рынке нефти и вместе с отечественными поставщиками и производителями нефтепродуктов принимать все необходимые меры для обеспечения доступным и качественным топливом украинских потребителей
В Украине этим летом наблюдается уникальное явление — цены на бензин и дизтопливо пусть и медленно, но пошли вниз. По словам экспертов, горючее у нас не дешевело с 2005 года! При этом правительство прилагает все усилия для того, чтобы тенденция к падению цен сохранилась и в дальнейшем. В конце прошлой сессионной недели Верховная Рада продлила действие сниженных ставок акцизного сбора на бензин и дизтопливо до 1 сентября (ставки были введены с 1 января этого года, а снижены с 20 апреля). Как отметил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко, данная инициатива правительства вскоре должна найти свое отображение в стоимости нефтепродуктов. По данным секретариата Экспертно-аналитической группы по вопросам стабильного функционирования рынка нефти и нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности, цены уже снизили большинство крупных автозаправочных сетей, среди которых ТНК, «Лукойл», ОККО, WOG.
— Государство продолжает диалог с нефтетрейдерами путем пролонгации срока действия сниженных акцизов на топливо, внедряя соответствующие инициативы на законодательном уровне. Поэтому мы хотим, чтобы наши отношения были партнерскими, а договоренности выполнялись, — подчеркнул министр.
По мнению аналитиков, учитывая тот факт, что украинский рынок в достаточной мере насыщен как отечественными, так и импортными нефтепродуктами, а также наблюдается устойчивый тренд к снижению стоимости нефти на мировом рынке, можно предполагать, что цены на заправках и в дальнейшем пусть понемногу, но продолжат стремиться вниз.
— Прогнозировать мировые цены на нефть — дело неблагодарное, — отмечает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. — Но основные прогнозы биржевых аналитиков, не только по нефти, а в целом по биржевым индексам, говорят о том, что снижение продолжится до осени. И в ближайшее время существенных изменений этого тренда не предвидится.
Вполне ожидаемо, считают эксперты, что на очередном заседании Экспертно-аналитической группы при Минэнергоугля ценовой коридор по основным видам нефтепродуктов будет еще раз пересмотрен в сторону снижения.
— За последний месяц цены на бензин и дизтопливо упали в среднем копеек на десять, — говорит Валентин Землянский. — Что дальше? Сама новость о продлении действия сниженных ставок акциза может дать эффект падения цены еще на десять копеек. Плюс, если добавить к этому реальную ситуацию на рынке, мы можем получить дополнительные десять копеек снижения. В сумме это составит около 20 копеек в течение ближайших двух месяцев. В целом в Украине повторяется тенденция, которая наблюдается в большинстве стран Европы, где идут ценовые колебания от трех до четырех с половиной процентов. Но, разумеется, стоимость топлива там гораздо выше, чем в Украине.
Стоит отметить, что продление действия сниженных ставок акциза стало для украинской власти очень непростым шагом. По словам Президента страны Виктора Януковича, бюджет Украины уже недосчитался порядка 500 миллионов гривен, которые должны были пойти на строительство и ремонт дорог (по оценкам экспертов, за май — июнь государство потеряло около миллиарда гривен, продление сниженных ставок обернется потерей еще как минимум полумиллиарда гривен). Однако, по мнению экспертов, совершенно очевидно, что правительство сознательно идет на такие меры, чтобы цены на топливо не били по карману украинцев. Ведь если дорожает бензин, то очень скоро это сказывается на всем — продуктах, транспорте, товарах повседневного спроса. А потому снижение акциза и стабильность рынка нефтепродуктов в разгар уборочной позитивно отразятся на ценах на продовольствие. Это, в свою очередь, позволит замедлить инфляционные процессы в стране и уберечь граждан от непомерно больших расходов на покупку продуктов питания.
— Правительство подходит к вопросу регулирования рынка цивилизованно, — считает Валентин Землянский. — Лучшее решение, чем продление сниженных ставок акциза, найти было сложно. Уменьшение налоговой нагрузки является рыночным рычагом. И оно более эффективно, чем административное давление на рынок, как это недавно происходило в России и Белоруссии. К слову, наши соседи получили такой же результат, как и шесть лет назад в Украине Юлия Тимошенко, приказавшая тогда нефтетрейдерам снизить цены. Как мы помним, это закончилось тем, что бензин на заправках просто исчез. Конечно, еще одним шагом по стабилизации ситуации на рынке могло бы стать создание государственного резерва топлива для аграриев. Но это дело не одного дня, оно требует длительной подготовки.