Україна

Пенсии работающих граждан перестанут увеличивать в связи с ростом прожиточного минимума

9:15 — 13 липня 2011 eye 1277

В номере «ФАКТОВ» от 12 июля мы подробно рассказали о том, как пенсионная реформа изменит возраст выхода на пенсию и какой теперь необходим стаж для получения выплат из Пенсионного фонда. Но ведь это далеко не все новшества, которые власти приготовили для жителей страны. Пенсионная реформа также коснется механизма «осовременивания» зарплат для назначения пенсий, подкорректирует список документов, которые нужно подавать, введет максимальный размер выплат, а также некоторые ограничения для работающих пенсионеров.

Размер пенсии не должен превышать 10 прожиточных минимумов

Битва с высокими депутатскими пенсиями длилась недолго. Несмотря на то, что народные избранники отказались начислять себе пенсии, как простым смертным, — по общему закону, а не по Закону «О статусе народного депутата», который регулирует их пенсионное обеспечение сейчас, — ограничение и размеров депутатских пенсий, и зарплат, с учетом которых их начисляют, все же состоялось.

Во-первых, будут ограничены все пенсии (в том числе депутатские) десятью прожиточными минимумами для нетрудоспособных лиц (сейчас — 7 тысяч 640 гривен). В настоящее время размер ограничения составляет 12 прожиточных минимумов и действует далеко не для всех выплат.

Во-вторых, для депутатов вводится ограничение по зарплате, принимаемой во внимание при назначении пенсии. Дело в том, что ныне пенсии начисляются только с учетом тех сумм, из которых были вычтены страховые взносы. А взносы на социальное страхование в нашей стране уплачиваются из заработка в пределах 15-ти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (то есть 15-ти минимальных зарплат). И не больше. С 1 апреля это 14 тысяч 400 гривен. Все, что выше этой суммы, социальным взносом не облагается и при назначении пенсии не учитывается. Проще говоря, обычным людям пенсию начисляют из зарплаты в размере не более 15 прожиточных минимумов, даже если они получали 20-30 тысяч гривен. Для депутатов такого ограничения пока не существует, и пенсии им назначают исходя из их высоких зарплат в размере 18-20 тысяч гривен. Но после принятия закона оно появится.

Открытым пока остается вопрос о том, коснутся ли все эти ограничения пенсионеров (и в первую очередь депутатов), которые уже ушли на заслуженный отдых. Например, пересчитают ли народным избранникам их высокие пенсии, достигающие сегодня 15-17 тысяч гривен? Норма закона звучит так: «Пенсия, назначенная до вступления в силу данного закона, выплачивается в ранее установленном размере, за исключением случаев, когда указанный размер превышает максимальный размер, установленный этим законом». То есть закон не предусматривает перерасчет ранее начисленных выплат, за исключением срезания пенсий до максимального размера.

Однако у нас в стране есть еще и решение Конституционного суда о том, что любое требование ограничить уже существующие пенсии противоречит Конституции. Более того, был вынесен запрет на сужение нынешних прав и свобод граждан — в ответ на иск народных избранников, которым правительство попыталось ограничить пенсионные выплаты в первый раз.

Обратятся ли депутаты снова в суд, чтобы побороться за свои большие пенсии, покажет время. А пока что можно лишь отметить, что во время общественных слушаний реформы именно отказ сократить уже назначенные выплаты народным депутатам вызвал наибольшее количество нареканий.

Завершая разговор о спецпенсиях (госслужащим, научным работникам, депутатам и так далее), конечно же, нужно отметить, что если сейчас эти выплаты могут составлять от 80 до 90 процентов зарплаты, то в новой редакции закона они не превышают 80 процентов зарплаты. Кроме того, увеличиваются требования к страховому стажу, который дает право на спецпенсию: для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет. В то же время требования относительно специального стажа (работа в должностях, дающих право на получение спецпенсии) остались прежними: для госслужащего это 10 лет, для научных работников — 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин и так далее.

Зато есть одна хорошая новость для учителей и врачей: бюджетникам (педагогам, врачам, спортсменам, артистам  и некоторым другим работникам предприятий коммунальной или государственной формы собственности, работающим в должностях, которые дают право на пенсию по выслуге лет), при выходе на заслуженный отдых будут выплачивать одноразовую денежную помощь в размере десяти назначенных месячных пенсий. Но есть два условия. Первое: у этих людей должен быть необходимый страховой стаж (30 лет для женщин и 35 лет для мужчин). Второе: это касается только тех, кто, имея право на пенсию по выслуге лет, не станет претендовать на такую пенсию, и его первое обращение будет именно за обычной пенсией по возрасту.

Если человеку досрочно назначили пенсию, а он потом вышел на работу, то выплату пенсии ему временно прекратят

В преддверии принятия реформы волновались и работающие пенсионеры. Ведь им время от времени обещают то полностью отменить пенсии, то выплачивать только половину назначенной суммы… Но оснований для беспокойства у них почти нет: никаких кардинальных запретов новый закон не вводит.

Ограничение предусмотрено только при выплате работающим пенсионерам специальных и досрочных пенсий. Так, если человеку досрочно (за полтора года до пенсионного возраста, в связи с увольнением по состоянию здоровья, сокращением штатов или закрытием ЧАЭС) назначили пенсию, а он потом вышел на работу, то выплату пенсии ему временно прекратят — до наступления пенсионного возраста.

Что же касается работающих спецпенсионеров (госслужащих, депутатов, судей, прокуроров, научных сотрудников), то им даже будут платить пенсию. Но только обычную: право же на спецпенсию они получат лишь после увольнения. Ну и, конечно же, выплата досрочно назначенной пенсии им, как и всем остальным пенсионерам, на время работы прекращается полностью.

Есть еще одна новость для тех пожилых людей, кто претендует на перерасчет выплат после 24 календарных месяцев работы: все перерасчеты пенсий будут делать исходя из средней зарплаты за тот год, когда была назначена пенсия. При этом новоприобретенную зарплату тоже можно будет учесть (если это улучшит индивидуальный коэффициент). Но перерасчет все равно произведут только с учетом того заработка, который был при назначении выплат. Сложно? Сейчас объясним на примере. Допустим, пенсию назначили в 2009 году (с учетом средней зарплаты по стране за 2008 год — 1 тысяча 573 гривни 99 копеек). Коэффициент заработка этого человека составил, например, 2,0. Таким образом, его пенсия (после всех корректировок и «осовремениваний») фактически начислялась из зарплаты 3 тысячи 147 гривен 98 копеек (1 тысяча 573 гривни 99 копеек умножить на коэффициент 2,0)

Через два года, в 2011-м, человек хочет сделать перерасчет выплат. У него была хорошая зарплата, и его индивидуальный коэффициент увеличился до 2,2. Но при перерасчете коэффициент будет умножаться на среднюю зарплату не за 2010 год (как при новом назначении пенсий), а за 2008-й. То есть на ту, исходя из которой человеку была начислена пенсия:

2,2 х 1573 гривни 99 копеек = 3462 гривни 78 копеек.

Как видите, зарплата для назначения пенсии немного увеличится, но не так существенно, как позволял прежний порядок.

Кроме того, пенсии работающих людей не будут повышаться в связи с ростом прожиточного минимума. Но, как только они уволятся, им сразу же сделают соответствующий перерасчет выплат.

Временно, до 1 января 2016 года, разрешено подавать справку о зарплате за пять лет подряд до 1 июля 2000 года

Есть изменения и в порядке учета зарплаты при назначении пенсий.

Первое новшество: новый закон предусматривает, что для назначения пенсии требуются сведения о зарплате, полученной только после 1 июля 2000 года, внесенные в систему персонифицированного учета взносов. В чем, собственно, проблема?

Дело в том, что сейчас людям для назначения пенсий необходимо подать в Пенсионный фонд информацию о заработке за два периода: за любые 60 месяцев подряд до 1 июля 2000 года плюс за весь страховой стаж после 1 июля 2000 года. И если со страховым стажем с 1 июля 2000-го проблем нет, поскольку все данные хранятся в базе Пенсионного фонда, то раздобыть справки о зарплате до этого периода было весьма проблематично. Во время распада СССР многие предприятия исчезли. Немало фирм поглотили гиперинфляция 90-х и кризис 1998 года. Понятно, что архивы не сохранились (несмотря на строгое предписание законодательства сберегать их 75 лет), и людям приходилось разыскивать документы, доказывать, объясняться…

Именно поэтому в ходе реформы было решено учитывать только сведения о заработке с 1 июля 2000 года, накопленные в персонифицированной системе учета взносов. Однако тут выразили недовольство частные предприниматели и другие люди, которые не смогли найти высокооплачиваемую работу в 2000-х. Ведь у многих из них есть возможность подать информацию о хорошей зарплате за 80-70-е годы, когда они работали в конструкторских бюро, занимали руководящие должности, вели научные разработки, публиковали статьи… Ведь такие граждане фактически лишались своего шанса на нормальные пенсионные выплаты. Поэтому в окончательный вариант закона вошло положение о том, что по желанию пенсионера или в том случае, если у человека стаж после 2000 года составляет менее пяти лет, он может для назначения пенсии предоставить сведения и за любые 60 календарных месяцев до 1 июля 2000 года. Норма эта временная и будет действовать только до 1 января 2016 года. Кроме того, данные о зарплате за этот период должны быть подтверждены справкой. В настоящее время пенсия иногда назначается и без такого документа, например, если уничтожен архив предприятия. Тогда учитывается зарплата специалистов аналогичных профессий, занимавших похожие должности.

Второе новшество: изменится зарплата, исходя из которой будут назначать пенсию. Напомним, что сейчас все заработки для начисления пенсий «осовремениваются». Делается это так: коэффициент зарплаты человека умножают на среднюю по Украине зарплату за год, предшествовавший обращению за пенсией. Но ведь зарплата у нас в стране растет. И заметно. Например, если в 2009 году пенсия назначалась исходя из средней зарплаты за 2008 год (1 тысяча 573 гривни 99 копеек), то уже в 2010-м выплаты пересчитывались с учетом средней зарплаты за 2009 год (1 тысяча 650 гривен 43 копейки).

Таким образом, только за счет статистики у людей с одинаковыми стажем и заработком, выходивших на заслуженный отдых в 2009 и в 2010 годах, разница между пенсиями могла составлять 100-200 гривен. А поскольку средняя зарплата в стране постоянно повышается, то в выигрыше всегда оказывались те, кто уходил на пенсию позже. Так вот, новый закон предусматривает, что при назначении пенсии коэффициент стажа будет умножаться на среднюю зарплату не за один прошлый год, а за три предыдущих года. Тогда различия между «разногодовыми» пенсиями станут не такими значительными.

В принципе большая часть пенсионного закона касается не столько нынешней солидарной системы, сколько новой — накопительной, которая предусматривает, что часть взносов (от 2 до 7 процентов) человек сможет откладывать на свой личный счет. Эти деньги приумножаются управляющими компаниями, и гражданин, выйдя на заслуженный отдых, будет получать к пенсии из солидарной системы доплату с личного накопительного счета. Впрочем, накопительный уровень будет доступен только тем, кому на момент его внедрения не исполнится 35 лет, и о нем мы расскажем чуть позже — после того как полностью разберемся в тонкостях солидарной пенсионной системы.