Україна

«Мне приснилось, что я задыхаюсь в дыму»

6:25 — 14 липня 2011 eye 1375

Проснулась 15-летняя Юля Овчаренко действительно от пожара и сразу бросилась спасать своих племянников

Школьницу Юлию Овчаренко из села Коровий Яр Краснолиманского района Донецкой области руководство Донецкого областного управления МЧС собирается представить к званию «Герой-спасатель года» — за спасение детей на пожаре. Пятого июля в селе Яцкое в доме двоюродной сестры Юли, Елены Рудь, возник пожар. В это время в доме находились трое детей Елены и их юная тетя Юля…

«Насос мы включить не смогли, так люди прибегали к нам с ведрами и выварками воды!»

 — Мне приснилось, что я задыхаюсь в дыму, — вспоминает Юлия Овчаренко. — Проснувшись, обнаружила, что в доме и правда пожар. Горела спальня моей двоюродной сестры — самая дальняя комната. Огня я не видела, но весь дом быстро наполнялся дымом. Я сползла с дивана, добралась до окна, открыла форточку и, вдохнув свежего воздуха, начала искать выход, чтобы вытащить детей на улицу. Сначала кинулась в комнату, где спали четырехлетняя Марьяна и двухлетний Назар, а она заперта на ключ. Девятилетний Артур тоже был закрыт в своей комнате.

Родители детей отсутствовали: отец ушел на работу, а мать побежала в магазин за хлебом, заперев входную дверь на замок. Благо, одно оконное стекло в коридоре было выставлено на лето — через этот проем Юля и выбралась на улицу. Девочка начала стучать в окно спальни, где были малыши. Марьянка проснулась. «Дом горит, открой форточку и подсади в нее Назара, а потом сама вылезай», — скомандовала тетя племяннице. Смышленую малышку долго уговаривать не пришлось. Юля приняла Назара, а затем и Марьяну. Старшего мальчика выводила из дому уже его мама.

 — И зачем муж оставил включенным вентилятор? — сокрушается мать детей Елена Рудь. — Вот от него и замкнуло проводку. От вентилятора вспыхнула оконная штора, а затем — шифоньер…

Елена, отправляясь в магазин, который примерно метрах в 400 от дома, думала, что, как обычно, быстро обернется — дети и проснуться не успеют. Гостившая у нее двоюродная сестра Юля — большой любитель посмотреть телевизор допоздна, а потом поспать подольше. Да и собственные дети Лену ранними подъемами обычно не беспокоили. Но машина с хлебом задерживалась. И едва продавщица успела успокоить покупателей: «Да подождите, с минуты на минуту привезут», как в магазин влетела соседка Елены Рудь. «Лена, из ваших окон дым валит!» — крикнула женщина. Елена тут же забыла о хлебе и помчалась домой.

Юля с младшими детьми уже ожидали ее во дворе, а Артур все еще находился в доме — он спал отдельно от младших, да так крепко, что Юля не могла до него достучаться.

 — Я дверь открыла, а там — сплошная дымовая завеса. Уже не видела, куда иду, насилу нашла Артура, — вспоминает Елена Рудь. — Даже не знаю, кто вызвал пожарных, но все соседи прибежали нам на помощь. Насос из-за замыкания в проводке мы включить не смогли, так люди прибегали к нам с ведрами и выварками воды!

«У нас в селе, как во время войны, одни бабы»

К приезду пожарных соседи локализовали пламя, а спасателям осталось лишь дотушить пожар. К счастью, благодаря тому, что почти все комнаты в доме — раздельные, огонь не успел распространиться дальше.

«Оля, не переживай, все живы-здоровы, дом пожарные уже почти потушили», — «поприветствовала» Елена маму Юли, выпалив все новости сразу. Ольга Дмитриевна Овчаренко вспоминает, что испугаться не успела — поняла лишь, что самое страшное позади. Мать юной героини и сама не робкого десятка. Будучи пятилетней девочкой, она спасла свою младшую сестру.

 — Мы с сестренкой Любой шли из детского сада домой, и, когда проходили мимо ставка, сестре вздумалось попробовать лед на прочность, — рассказывает Ольга Овчаренко. — Она тут же провалилась под лед, а я бросилась ее вытаскивать, понимая, что это нужно делать очень быстро: ведь если ее шубка намокнет, то она станет тяжелой и мне не по силам будет ее вытащить. Благо, Люба не отошла далеко от берега: ставок начинался резким обрывом, сразу возле берега было глубоко. Я бросила большую куклу, которая была у меня в руках, и, уцепившись за куст одной рукой, другую подала сестричке. Как только я Любу вытащила, одежда на ней сразу стала покрываться льдом — именно эта картина меня напугала больше всего.

Ольга Овчаренко гордится тем, что воспитала такую боевую дочку. В Коровьем Яру, как и во многих других окрестных селах, только те, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», и выживают.

 — У нас в селе, как во время войны, одни бабы. Мужики в поисках заработка подались на сезонные работы, побросав на жен дома, детей и хозяйство, — признается Ольга Овчаренко.

Юля, впрочем, внешне на героиню некрасовской поэмы никак не тянет: она маленькая, щупленькая и очень скромная. «Мне было страшно», — откровенно призналась девочка, рассказывая о том, как выводила племянников из задымленной хаты. Школьница предпочитает «мирные» спасательные операции: выхаживает котят и щенков. Зная доброту девочки, беспечные хозяева животных щедро подбрасывают ей на подворье пушистый приплод.