Україна

Медсестру из Енакиево, которая после аварии на шахте провела под землей 36 часов, спасая пострадавших горняков, наградили медалью Флоренс Найтингейл

18:04 — 13 липня 2011 eye 767

Эта высшая международная награда, которую может получить медсестра, есть только у 24 украинок

Международный комитет Красного Креста наградил медсестру из Енакиево (Донецкая область) медалью Флоренс Найтингейл. Наивысшую награду, которая может быть присуждена медсестре, 58-летняя Людмила Власова получила за мужество, проявленное во время аварии на шахте имени Карла Маркса, где 8 июня 2008 года подземным взрывом были разрушены два копра на поверхности.

Красный Крест учредил награду в 1912 году в честь английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл. Эта медаль дается в знак признания мужества и преданного служения жертвам конфликта или стихийного бедствия. Со времени ее первого присуждения в 1920 году 1 тысяча 340 выдающихся медсестер мира получили эту медаль, из них — всего 24 украинки.

К высшей международной награде Красного Креста Власову представили еще три года назад, сразу после аварии на шахте, но на подготовку документов ушло почти три года. Медаль вручили только сейчас.

Напомним, небывалой силы взрыв, произошедший в шахте имени Карла Маркса на глубине около километра, застиг под землей 37 горняков. 24 из них выжили. 36 часов они ждали своего спасения на глубине 600-1000 метров. Сотрудницу подземного медпункта Людмилу Власову взрыв застал прямо на рабочем месте — на глубине 850 метров. Поблизости были семеро горняков.

 — 20 лет отдежурила под землей с медицинским чемоданчиком, в каске и робе, как горняк, а не в белом халате, как медработники на поверхности, — вспоминает Людмила Александровна. — Не раз спасала жизни травмированным в подземке. Но в тот раз сначала пришлось спасать меня саму.

Услышав над головой грохот, женщина сразу взяла свой медицинский чемоданчик, вышла из медпункта и… отключилась.

 — Наверное, метан проник на наш горизонт, и мне стало нечем дышать, — рассказывает медсестра. — Ребята, которые работали на этом же участке, — горнорабочие Игорь Белицкий и Саша Даровых — нашли меня в десяти шагах от подземного медпункта и подтащили к свежей воздушной струе. Хорошо, горный мастер Миша Хабаров вспомнил, что на этом горизонте есть медпункт, а значит, должна быть и дежурная медсестра. Благодаря этим ребятам я жива. Теперь каждый год мы собираемся в этот день вместе и празднуем наш второй день рождения.

Долгие часы в ожидании спасения отважная медработница помогала другим.

 — Славику Исааку делала уколы от обострившегося радикулита (увы, Саша уже не с нами, он умер в прошлом году), — вспоминает собеседница. — Пришлось обезболивать и стволового Сергея Кирюшкина, которому взрывной волной переломало обе голени и обожгло лицо и руки.

Именно Власовой поручили сопровождать этого наиболее пострадавшего горняка наверх. Усаживая Людмилу Александровну в неудобную, предназначенную для доставки в шахту металла и лесоматериалов грузовую клеть (другой путь на поверхность до сих пор не удалось восстановить), товарищи по работе предупредили ее о том, что на отметке 875 метров им придется остановиться и забрать травмированного шахтера. Медсестра сделала ему укол, и первая партия спасенных, уже вместе с раненым, отправилась наверх. Путь был не быстрым — около 40 минут — и тяжелым. В саму клеть, больше похожую на кадку, влезть трудно — ногу нужно забрасывать чуть ли не за голову. А до этого — перейти с уступа на уступ по дощечке, под которой в пропасти плещется море подземных вод.

«Я ведь после той аварии больше в шахту не спускалась — пролечилась в больнице и уволилась в октябре того же года», — признается Людмила Власова. О том, что их бывшая сотрудница получила высокую международную награду, на шахте Карла Маркса не знают. Нигде нет ни поздравления, ни фотографии героини. Людмила Власова не обижается. Она радуется тому, что осталась жива и в ту трудную минуту смогла хоть чем-то помочь своим коллегам.