В Украине собираются запретить оформление купли-продажи подержанных транспортных средств через биржи, поэтому у автомобилистов останется лишь один путь — идти к нотариусу
В принятом парламентом законе о повышении акцизов на бензин и алкоголь, а также разрешении налоговой милиции проводить проверки предприятий без предупреждения (если получена информация, что зарплату там дают в конвертах), есть и важный пункт, который касается большинства украинских автомобилистов. Закон, в частности, запрещает оформлять на бирже куплю-продажу подержанных машин. Документ ожидает подписи Президента.
Специализирующиеся на продаже автомобилей биржи (они, как правило, расположены поблизости от МРЭО) еще работают, но в ближайшие дни все может измениться. И для продавцов, и для покупателей автомобилей это очень плохая новость. Сейчас, оформляя сделку на бирже, человек вправе указывать стоимость машины по своему усмотрению. Как правило, эта сумма не превышает тысячи гривен, с которой продавец честно платит в казну страны 15 процентов подоходного налога (150 гривен). С «отменой» бирж куплю-продажу придется оформлять у нотариуса, а это на порядок дороже.
Продавец будет вынужден заплатить пять процентов от стоимости машины в виде госпошлины, еще один процент — в качестве подоходного налога. Причем и пошлина, и налог берутся не с тысячи гривен, а с рыночной цены автомобиля! Иными словами, продав машину за 10 тысяч долларов, 600 из них нужно будет отдать государству. Прибавьте к этому услуги нотариуса (700-1200 гривен), экспертную оценку стоимости авто (250 гривен), снятие автомобиля с учета в ГАИ (транзитные номера, услуги эксперта и т. д. — около 400 гривен) и получите еще 200-250 долларов (плюс три процента от стоимости автомобиля необходимо уплатить в Пенсионный фонд, однако, по словам нотариусов, контроль за этим платежом — уже не их забота). Кроме того, нотариус потребует письменное согласие жены продавца на продажу, если машина была куплена после заключения брака, а также добро супруги покупателя на приобретение.
Но все это лишь полбеды. Так сказать, цветочки. Самая большая проблема, что один процент — это «льготная» ставка подоходного налога. Ее по закону позволено платить тем, кто в течение года продал не более одной машины. Однако, по словам нотариусов, проверить, сколько автомобилей вы продали за год, невозможно. Базы данных, откуда можно было бы взять такую информацию, в Украине пока нет! В ГАИ, конечно, есть данные, когда и какую машину вы поставили на учет или сняли с него. Но ведь снять с учета — еще не значит продать! Поэтому, по словам нотариусов, их обязали брать с продавцов автомобилей подоходный налог по максимуму, то есть 15 процентов!
Выходит, продав машину за десять тысяч долларов, на руки вы получите около восьми тысяч. Не удивительно, что сейчас куплю-продажу автомобилей практически не оформляют через нотариусов (большинство из них, чтобы не терять времени, сразу показывают автовладельцам все «подводные камни» и отправляют на биржу). Но если закон будет подписан, ничего иного владельцам машин не останется. Они, конечно, могут попытаться переложить свои расходы на плечи покупателя, пропорционально подняв цену. Но в нынешней ситуации, когда спрос на автомобили не особенно активен, не многие согласятся переплачивать. В качестве альтернативы у людей всегда есть возможность взять автомобиль похуже, но новый. Ведь даже после отмены продаж через биржи цены в автосалонах останутся на прежнем уровне.
Вероятнее всего, палочкой-выручалочкой для автолюбителей, как всегда, станет генеральная доверенность. О рискованности такого вида продажи, при котором продавец продолжает оставаться формальным собственником авто, говорено-переговорено. Но что делать? Не забываем, что при постановке машины на учет новому хозяину вновь придется платить три процента от ее стоимости в Пенсионный фонд. Получается, при переходе старенькой машины от одного владельца к другому теряется треть ее стоимости, что иначе как самой настоящей обдираловкой не назовешь.
Казалось бы, запрет продавать подержанные автомобили через биржу не выгоден и воротилам автобизнеса. Вступит закон в силу, и люди на время прекратят продавать свои старые машины, а значит, упадут продажи и в автосалонах. Автомобильное лобби это отлично понимает, и в парламенте готовится к принятию одобренный еще в прошлом году в первом чтении закон о трейд-ине (продажа автосалоном нового авто взамен старого плюс доплата).
Согласно этому документу, человек, который не чаще чем один раз в течение года сдает в автоцентр свой б/у автомобиль, доплачивает и получает новый, вообще не платит подоходный налог! По мнению экспертов, если биржи запретят, а трейд-ин разрешат, автосалоны фактически узурпируют право на перепродажу подержанных авто. Сдавая им свою машину пусть по заниженной, скажем, на десять процентов цене, автолюбитель не будет терять в два раза больше на налогах, которые ему пришлось бы заплатить в противном случае. Иными словами, миллионы автовладельцев станут заложниками автокомпаний. Даже продать друг другу старенький автомобиль без посредничества автосалона мы не сможем!
Никто не спорит, система трейд-ин должна существовать, в этом заинтересованы и сами автолюбители. Но хозяева машин вправе иметь альтернативу — продавать самим или обращаться к посредникам.
К слову, в законе, запрещающем продажи через биржу б/у автомобилей, мы нашли еще один любопытный пункт. Согласно ему, новой будет считаться машина, которая впервые ставится на учет в Украине и имеет пробег не более 6 тысяч километров. По мнению экспертов, это позволит под видом новых растаможивать и продавать машины, которые уже активно потрудились где-нибудь за рубежом в тестовом парке и были проданы в Украину с приличным дисконтом. Хорошо, если покупателю в салоне об этом расскажут и предложат соответствующую скидку. А если нет?