Україна

Инспектора ГАИ обязаны за 20 минут провести техосмотр автомобиля, состояние которого вызвало у них подозрение

15:51 — 16 липня 2011 eye 1734

Министерство внутренних дел закупило мобильные станции для быстрой проверки тормозов, рулевого управления, степени тонировки стекол и ряда других параметров. Однако правозащитники уверяют: техосмотр на дорогах — это незаконно

Техосмотр частных автомобилей отменен, но в ГАИ заявляют, что не собираются отказываться от контроля над техническим состоянием машин. Ведь милиция имеет право проверять «подозрительные» автомобили прямо на дороге.

Для того чтобы вооружить инспекторов необходимым оборудованием, Министерство внутренних дел закупило в одном из одесских автосалонов марки Peugeot двадцать семь микроавтобусов Peugeot Boxer 330. Установив на них специальное оборудование, автомобили превратят в мобильные диагностические станции.

В результате с их помощью инспекторы ГАИ смогут проверять состояние тормозов, параметры световых приборов, степень дымности дизельных моторов и содержание оксидов углерода у бензиновых моторов (или работающих на газу), процент тонировки и величину люфта в рулевом управлении. Минимальная цена такого микроавтобуса в салоне — 26 тысяч долларов, а вместе с оборудованием он обошелся в сумму порядка 40 тысяч долларов.

По большому счету, штраф в 340-425 гривен инспектор может выписать не только за люфт в рулевом управлении или неработающий «ручник». Перечень всех неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, изложен в Правилах дорожного движения. Главный вопрос: каким образом инспекторы собираются все это проверять и имеют ли такое право?  

Еще три года назад МВД издало приказ, в котором определяется порядок проведения «уличной» диагностики автомобилей. В нем говорится, что проверяться должны машины, техническое состояние которых визуально вызывает подозрение. Проверка может осуществляться не дольше 20 минут. Если водитель не согласен с ее результатами, инспектору необходимо записать все происходящее на видеокамеру или заснять на фотоаппарат. Впрочем, через год приказ отменили, так как по закону машины проходят проверку технического состояния лишь во время государственного техосмотра. И хотя последний больше не проводится, правозащитники уверены: на данный момент ГАИ не имеет никакого права задерживать машины для проверки технического состояния.

 — Правоохранительные органы должны действовать на основании законов и Конституции Украины, — говорит руководитель общественного проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников. — Где в законах указано, что инспектор имеет право проверять техническое состояние автомобиля на дороге? И если он попытается что-то там проверить, это будет считаться превышением власти. Водителям, попавшим в такую ситуацию, я бы рекомендовал не выходить из автомобиля, а показать через стекло, как это сейчас разрешено, документы и предложить инспектору составить протокол задержания.

За отказ проходить технический контроль транспортного средства у нас ответственность не предусмотрена. В целом я считаю, что все эти придумки с мобильными диагностическими станциями — не более чем просто попытка подзаработать на неопытных водителях. В действительности даже для проверки степени тонировки стекол требуется, согласно ГОСТу, столько условий, что проводить ее корректно вне сервисного центра совершенно невозможно.

Действительно, в упомянутом приказе МВД есть ссылка на один из пунктов в Законе «О милиции», где указывается, что инспектор имеет право останавливать транспортные средства, которые имеют явные признаки какой-либо технической неисправности или загрязняют окружающую среду. При этом нигде в законе не говорится, что инспектор может самостоятельно проводить техосмотр автомобиля. А следовательно, МВД еще наверняка придется выходить с предложениями по доработке законодательства.

При каких условиях разрешена эксплуатация автомобиля

Рисунок протектора имеет в высоту не менее 1,6 миллиметра, а на одной оси не стоят разные шины.

Номерные знаки установлены, бамперы на месте, брызговики тоже.

Внешние осветительные приборы целые и работают. Фары отрегулированы. Допускается лишь отсутствие у правой фары ближнего света. Противотуманных фар может быть не более двух, они должны находиться не выше основных фар и включаться только одновременно с габаритными огнями, ближним или дальним светом фар.

Нет следов подтекания какой-либо жидкости (если есть, то лучше в целях собственной безопасности проверить, что это за жидкость и откуда она вытекает).

Люфт на рулевом управлении не более 10 градусов, а усилитель рулевого управления (если такой имеется) работает.

Звуковой сигнал работает, обдув стекол — тоже.

Зеркала заднего вида на месте.

Дверные замки исправны.

Ремни безопасности на месте и надрывов не имеют, подголовники установлены.

Стеклоочистители и стеклоомыватели работают.

Содержание вредных веществ в выхлопных газах и дымность выхлопа не превышают определенного уровня.

Тормоза в порядке: тормозной путь вашего автомобиля не должен превышать 14,7 метра при движении со скоростью 40 километров в час на ровной и сухой дороге (при этом автомобиль при торможении не должно развернуть так, чтобы он занял полосу шире 3,5 метра). Ручка стояночного тормоза фиксируется в рабочем положении. Ручной тормоз должен обеспечивать неподвижность автомобиля на нейтральной скорости на уклоне не менее 16 процентов.