На днях Апелляционный суд Севастополя рассмотрел уголовное дело некоего К., убившего свою девятилетнюю дочь.
— Особенностью дела было то, что судом решался вопрос не об уголовном наказании виновника преступления, а о применении в отношении него принудительных мер медицинского характера в виде госпитализации в психиатрическую лечебницу со строгим контролем. Поскольку было доказано, что убийство К. совершил в состоянии невменяемости, вызванном тяжелым психическим расстройством – шизофренией, — рассказывает пресс-секретарь прокуратуры Севастополя Валерий Ястрембский. — В ходе судебного заседания было установлено, что на протяжении восьми лет К. был женат, имел любимых и любящих жену и дочь. Единственное, что его беспокоило, — это работа, связанная с плаванием на морских судах. Имея возможность хорошо зарабатывать, К., тем не менее, тяжело переносил длительное пребывание в море, что со временем стало проявляться в неадекватном поведении. Близкие и знакомые отмечали его «сумасшедший взгляд», непонятные высказывания о жизни, манию преследования. В конце концов сильные головные боли и советы родственников заставили К. обратиться к психиатру. Врач объяснил раздражение, плохой сон и страхи моряка тревожно-депрессивным состоянием и выписал успокаивающие препараты.
В 2009 году по обоюдному согласию К. развелся с женой. При этом сохранил теплые отношения с дочкой Дашей, которая периодически навещала его и оставалась ночевать в его квартире, где К. жил вместе с матерью, бабушкой Даши.
4 октября 2009 года, как обычно, Даша приехала к своему отцу, чтобы переночевать у него и на следующее утро пойти в школу, расположенную рядом с домом К. Девочка была в хорошем настроении, шутила, смеялась, показывала отцу и бабушке акробатические упражнения. Вечером, когда все уже легли спать, К. принял успокаивающие препараты, но они не помогли ему уснуть. У бывшего моряка возникли тревожные мысли по поводу будущего дочери. Как потом рассказывал оперативникам сам К., он вдруг услышал… голос, который рассказал ему, что Даша, когда вырастет, подвергнется сексуальному насилию и родит сына, который по своей жестокости превзойдет печально известного маньяка Андрея Чикатило. Тогда К. и решил ради всеобщего блага убить дочь и спасти таким образом мир от появления страшного маньяка.
Погруженный в свои болезненные фантазии, мужчина зашел в комнату дочери и задушил ее подушкой. О совершенном К. ничего не рассказал своей матери, которая в это время находилась в соседней комнате. И только на следующее утро сообщил ей, что Даша мертва.
Родственники убийцы до последнего не верили в его причастность к трагедии, пытаясь объяснить случившееся расстройством здоровья девочки, выдвигая неправдоподобные версии о причинах ее смерти. Однако результаты судебно-медицинской экспертизы опровергли доводы, которые приводила в суде защита К., и показали, что Даша никакими заболеваниями не страдала. А механизм причинения смерти и выявленные телесные повреждения категорически опровергают возможность самоудушения.
Эксперты-психиатры, которые обследовали К., пришли к единому мнению о наличии у него тяжелого психического заболевания, что и стало причиной неконтролированного и неосознанного поступка.
Закон гуманен в отношении психически больных людей. Совершенные ими общественно опасные преступления не являются таковыми в трактовке Уголовного кодекса Украины. Таких людей не признают виновными либо невиновными — они вообще не подлежат уголовному преследованию и наказанию. Однако свободно находиться среди здоровых людей они также не могут. В этом случае законом предусмотрено помещение их в психиатрическую больницу.
Согласно решению суда К. будет находиться на лечении в условиях строгого контроля до полного выздоровления.