Завтра многолетний главный редактор газеты «День» отмечает юбилей
Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в предпраздничном интервью «ФАКТАМ» призналась, что как женщина — Близнец по гороскопу она имеет очень изменчивый характер, любит красивые вещи, но не делает из них фетиша. Самым же главным в своей жизни все-таки считает работу. Именно в ней она черпает энергию для новых проектов. Так, уже восемь лет Лариса Алексеевна организовывает летнюю школу журналистики при газете «День»: ее слушателями стали студенты украинских вузов.
На вопрос, чем ее можно удивить в день рождения, Лариса Алексеевна отвечает: каким-нибудь интеллектуальным сюрпризом. «Знаю, что супруг готовит мне какой-то сюрприз, но заранее, естественно, не признается. Лишь предупредил: я тебя отведу в одно место, постарайся морально подготовиться. И я полностью ему доверилась. Это только в работе я стараюсь контролировать каждую мелочь, а в жизни можно всецело положиться на мужа», — призналась Лариса Ившина «ФАКТАМ».
- Лариса Алексеевна, ну как это — нести полвека на своих плечах?
- (Смеется. ) Не пугайте людей такими словами! При слове полвека каждый нормальный человек вздрагивает. Но, с другой стороны, для меня как человека, жившего в двух системах, в двух совершенно разных столетиях и даже, не побоюсь сказать, в двух тысячелетиях, какие-то 50 лет — сущий пустяк. Обычно люди, приближаясь к таким круглым датам, подводят итоги достигнутого. Но мне не присущ суперпедантизм. Раньше я «мониторила», условно скажем, какие-то плюсы и минусы в жизни. Теперь этим не занимаюсь. Нужно просто жить. Хотя, если уж совсем честно, некий зуд подведения итогов все же присутствует
- Как вы обычно празднуете день рождения? Изменился ли круг друзей в связи с тем, что ваш супруг Евгений Кириллович Марчук уже не занимает столь высоких постов, как раньше?
- Чем дольше живем мы — тем годы короче, и тем слаще друзей голоса. Поэтому я все больше ценю тех людей, которых действительно люблю и, следовательно, все меньше времени трачу на какие-то ритуальные вещи. Например, официальных поздравлений от «нужных людей» не жду. Считаю, что самая главная моя роскошь — то, что на каждом жизненном повороте судьба дарила мне встречи с удивительными людьми и надежными друзьями. Мне встречались просто настоящие бриллианты человеческого достоинства. Так что за долгую жизнь собрала в некотором роде «сундук с драгоценностями» из уникальнейших личностей. Поэтому случайных людей в нашем с мужем окружении нет.
Вы мне напомнили времена, когда Евгений Кириллович был премьер-министром. Боже! Что тогда творилось! Шла вереница поздравляющих и ко мне, и к нему. Было просто какое-то светопреставление. Но мы всегда относились к этому философски Не нужно быть безумно тщеславным, жизнь лучше и выше!..
- Вы родились на Волыни. Какие эпизоды из детства вспоминаете чаще всего?
- Я в детстве была очень взрослой и самостоятельной девочкой, с интересом вглядывалась во все, происходившее вокруг меня. Огромную роль в моей жизни сыграл родной дядя, ныне, к сожалению, покойный. Мой папа умер очень рано И дело даже не в том, что дядя заменил мне отца. Просто в моей памяти он остался таким мелеховским (из «Тихого Дона» Шолохова) типом мужчины. Который к тому же умел общаться со мной как с равной. Мне безумно нравилось это ощущение.
Мама тоже не была строгой с детьми. На нас с сестрой никто не давил, господствовало полное свободомыслие, но в то же время мама собственным поведением показывала нам пример доброты и порядочности.
А дом, где жили мои бабушка с дедушкой, находился напротив церкви. Поэтому я часто встречала людей, идущих в храм с одухотворенными лицами, с Богом в душе. Это помогло им выжить в труднейшие времена. Сейчас я понимаю, какое это огромное счастье — своими глазами видеть таких людей. Во время войны дом моей бабушки два раза горел, но они с дедушкой отстраивали его вновь. При этом вырастили шестерых детей. Без Бога в душе, считаю, они не смогли бы пережить все жизненные трудности. Поэтому для меня очень важно ощущение большой семьи, хотя многих уже нет в живых
Еще мне очень повезло с первой учительницей. Идти в школу, вообще-то, не хотелось, потому что я по своей природе не приемлю никаких «колхозов». Но учительница была настолько талантливой, так любила детей, что мое неприятие «обязаловки» улетучилось незаметно для меня самой. В памяти остался еще такой момент: учителя буквально упрашивали меня переписывать сочинения, потому что боялись, что из-за своих слишком свободных на то время идей я не получу золотую медаль. Вы можете себе теперь такое представить? Не я педагогам деньги предлагаю, как сейчас практикуется, а они меня упрашивают Всем бы таких учителей! Из-за юношеского максимализма я, конечно же, ничего не переписывала, но золотую медаль все-таки получила.
На встречи с достойными людьми мне всегда везло. И когда трудилась на стройке, училась на факультете журналистики, работала в «Прапоре », где был редактором светлой памяти Олег Иванович Сытник (кстати, у него 8 июня день рождения), и «Киевских ведомостях». Помню, как Александр Ефимович Швец буквально заставил меня стать редактором отдела политики и своим заместителем, потому что я все время отказывалась возглавить отдел и кого-то выдвигала вместо себя (смеется). Ну и, конечно же, главной встречей в своей жизни я считаю встречу с Евгением Кирилловичем
- Кто бы сомневался!
- А вы не подкалывайте! (Смеется. ) Это на самом деле так! Ну вы скажите, разве это не чудо, когда, начитавшись еще в детстве исторической литературы, мечтая о героях, встречаешь такого героя в жизни! Для меня Евгений Марчук — самый настоящий герой! Я даже со страной хотела им поделиться, но страна имела свои представления о геройстве в политике.
В юности, как и многие девочки, я вела дневник и написала там: в нашей стране любить некого! (Смеется. ) У меня, к слову, этот дневник до сих пор сохранился
Никогда не было ощущения, что я живу в провинции. Все свободное время посвящала чтению, телевизора в доме не было. И сейчас я всем советую выключить телевизор — предмет, крадущий время, — и засесть за книги. Помню, как меня в свое время поразила мысль из дневников Льва Толстого: «Для раба нет великого человека, потому что у него свое представление о величине». И мне не стыдно признаваться, что лет десять я размышляла над тем, что же это означает. Сейчас (хочется надеяться), я все-таки поняла, что хотел сказать классик Так что думать нужно постоянно (Смеется. )
- Лариса Алексеевна, Евгений Кириллович старше вас на девятнадцать лет. Положа руку на сердце, чувствуется эта разница?
- Чувствуется — он спокойнее и добрее. Скажем так, есть разные типы «разниц». Мы с Евгением Кирилловичем очень близки духовно, по-человечески. Более того, я вообще не мыслю такими категориями, как возраст. Могу сказать, что мы очень нужные друг другу люди, и ощущение радости и важности нашего общения не исчерпывается с годами. Мы не перестаем удивлять друг друга, а это, мне кажется, очень важно в семейных отношениях.
- Вы как-то рассказывали, что два года работали маляром-штукатуром. А сейчас можете что-нибудь побелить, поштукатурить?
- (Смеется. ) А зачем? В принципе, думаю, что навыки я не утратила, но считаю, что есть люди, которые сделают это лучше меня. Любую работу надо доверять профессионалам своего дела. Два года «малярной эпопеи» не были каким-то «вибриком» с моей стороны. Просто я считала, что раз недобрала полбалла на вступительных экзаменах в университет, то нечего шататься по каким-то конторам, лучше получить нужную рабочую специальность. К слову, эти навыки мне потом очень пригодились в жизни. В том числе и в плане общения с людьми разных профессий. В той, еще советской журналистике часто приходилось бывать на предприятиях, разговаривать с рабочими, поэтому, я считаю, все было не напрасно.
- Журналистика — достаточно стрессовая профессия. Как восстанавливаете душевное равновесие?
- Мы много времени проводим на природе. Кроме того, любим с компанией друзей путешествовать по Украине, я назвала бы это таким интеллектуальным туризмом. Как-то организовали автобусную поездку ко мне на Волынь, а после съездили на родину наших друзей — на Виннитчину. Вы себе даже не представляете, насколько красива наша страна! С удовольствием посещаем концерты в Черниговской филармонии — там великолепный симфонический оркестр. Сейчас в Украине есть много собственных талантов. Просто мы еще не научились популяризировать и ценить украинских гениев.
Много положительных эмоций получаем от нашей собачки. Японский хин — умнейшее существо. У нас в семье вообще очень ценят и любят умных, поэтому, видимо, и собака такая же подобралась. (Смеется. ) Руся стала не только нашей с мужем любимицей, но и любимицей всех наших друзей.
- Лариса Алексеевна, а чем вы себя балуете? Читала как-то, что на ювелирной выставке вы приобрели старинную брошь с жемчугом Любите украшения?
- (Смеется. ) Вы меня с кем-то спутали, нет у меня такой броши. Хотя, как все женщины — Близнецы по гороскопу, я очень переменчива в настроениях и действительно люблю красивые вещи. Но фетиша из них не делаю, потому что использую множество других поводов, чтобы получать радость от жизни.
Впрочем, кривить душой не буду: мне нравятся работы украинских дизайнеров. Я много лет общаюсь с Лилей Пустовит и с удовольствием ношу ее вещи. Также мне очень симпатичен стиль молодого дизайнера Вики Барон, интересны Ксения Марченко и Федор Возианов Без преувеличения, все они — звезды!
Великолепный стилист по прическам — Наташа Балабанова, я бы даже назвала ее мировым гуру причесок. У нас почему-то очень любят говорить, что в Украине пока нет элиты. Если речь о политической, то, согласна, нет. А вот талантливейших дизайнеров, стилистов, музыкантов, художников, спортсменов у нас очень много, они настоящие звезды, им просто не хватает пиара. Например, мы всей душой болели за сборную Украины по футболу во главе с новым главным тренером Мироном Маркевичем. Вот вам одно из направлений деятельности украинской журналистики: популяризировать во всем мире наших талантливых людей