Правохранители задержали 35-летнюю жительницу Тернополя, которая, обезумев от ревности, наняла киллера для экс-супруга, своей мнимой соперницы и даже ее отца. Заказчице несостоявшегося убийства грозит пожизненное заключение
Восемь тысяч гривен — именно в такую сумму оценила Анна Свиридова (имена и фамилии фигурантов дела изменены в интересах следствия) жизнь отца своей двухлетней дочки. Когда Виталий оставил ее с тремя детьми от первого брака и маленькой Сонечкой и переехал из Тернополя в небольшой поселок Теребовлянского района, женщина пыталась вернуть его всеми возможными способами. Просила, умоляла, грозила, даже шпионила: выследив, что в доме, где Виталий снимает комнату, живет молодая симпатичная дочь хозяина, Анна решила, что супруг сбежал именно к ней. Ревнивица устраивала громкие скандалы родителям Виталия, врывалась к нему домой, материлась, жаловалась квартирным хозяевам экс-супруга, что их дочь Светлана закрутила с ее мужем роман. Никакие уверения в том, что связи между Виталием и Светой, верной женой и матерью двоих детей, нет и быть не может, не действовали. Вскоре в больном воображении Анны зародилась мысль убить обоих, а в придачу отправить на тот свет и отца Светланы, который защищал свою дочь от напраслины. Анна стала искать человека, который исполнил бы задуманное, и нашла! Правда, «киллером» оказался замаскированный работник милиции…
— К счастью, наши сотрудники вовремя узнали о готовящемся убийстве, — рассказал «ФАКТАМ» начальник Тернопольской областной милиции Федор Бортняк. — Была разработана оперативная комбинация, в результате которой удалось внедрить сотрудника милиции под видом предполагаемого киллера. Таким образом, мы контролировали весь процесс — от планирования преступления, выбора орудия убийства и места его совершения до фото- и видеосъемки жертвы. Конечно, последний этап был инсценирован: оперативники убедили Светлану сыграть собственную смерть и потом предъявили доказательство исполненного заказа Анне. Когда женщина выплачивала «киллеру» гонорар, ее задержали. Намерение Свиридовой избавиться от предполагаемой соперницы было абсолютно серьезным. Если бы в дело не вмешались правоохранители, Светланы, ее отца, а возможно, и Виталия, бывшего мужа Анны, уже не было бы в живых. Милиция вправе гордиться проделанной работой: мы не просто раскрыли преступление, а предотвратили его.
Жизнь тернопольчанки Анны Свиридовой никак не назовешь счастливой. В свои тридцать пять лет она успела обзавестись четырьмя детьми, но так и не смогла устроить личную жизнь. Отец двоих ее старших дочерей и сына уехал на заработки за границу и долго не подавал о себе вестей. Женщина не стала разыскивать супруга, а каким-то чудом добилась, чтобы его официально признали без вести пропавшим. Таким образом Свиридова стала получать на несовершеннолетних детей материальную помощь от государства. Позже, познакомившись с молодым человеком, Анна влюбилась без памяти и страстно захотела вновь выйти замуж. Однако новый возлюбленный не спешил делать предложение, чем навлек на себя гнев своей пассии. Тогда, три года назад, Анна Свиридова впервые прибегла к помощи наемных убийц. За определенную плату несколько молодых людей подкараулили ее незадачливого любовника и расстреляли в упор. Как ни странно, мужчина выжил, правда, долгое время провел в реанимации, а, кроме того, повредился рассудком и попал на учет в психиатрическую больницу. Но в тот момент доказать, что нападение заказала Анна, милиции не удалось. Свиридова осталась на свободе.
— Мы познакомились с ней два с половиной года назад, — говорит Виталий, второй муж Ани. — Поначалу все было хорошо, мы повенчались, родилась Вероника. Но постепенно моя жизнь начала превращаться в какой-то кошмар. Супруга изводила меня беспричинной ревностью, то и дело устраивала скандалы. Если я уезжал в село к матери, чтобы немного отдохнуть и успокоиться, Аня брала такси, неслась следом и среди ночи заставляла меня возвращаться домой. В конце концов я не выдержал. Сказал ей, что ухожу. Уехал в село в Теребовлянском районе, устроился на работу в районную электросеть. Жил сначала у матери, а позже один из моих сотрудников предложил снимать в его доме комнатку. Я сразу согласился. Но бывшая супруга не оставила меня в покое. Она постоянно звонила, приезжала, плакала, просила вернуться. Потом стала требовать, кричать, дошло и до угроз. Поскольку я помнил о том, как три года назад она заказала своего любовника, не могу сказать, что не воспринял их всерьез. Постоянно жил, как на пороховой бочке, ведь от Ани можно ожидать чего угодно.
— Сначала Свиридова пыталась вернуть мужа самостоятельно, — объяснил заместитель начальника следственного управления Тернопольской областной милиции Рустам Гикавчук. — Она вызывала на разговор и родителей Виталия, и его самого, и Светлану — ту женщину, в доме которой ее бывший супруг снимал комнату. Ревнивица была уверена, что муж ушел из семьи к новой пассии, хотя и Света, и Виталик убеждали, что это неправда. Потом Анна стала жаловаться родителям Светланы: мол, ваша дочка разрушила мою семью! Когда и это не помогло, обезумевшая женщина обратилась к людям с уголовным прошлым. Договорилась с ними о том, что они поедут к Виталию, поговорят с ним и убедят вернуться в семью. В крайнем случае, немного побьют. Бандиты клятвенно пообещали все исполнить, взяли у заказчицы три тысячи гривен и благополучно исчезли с деньгами. После этого Анна впала в настоящее остервенение, стала всем говорить, что убьет счастливую соперницу и своего неверного мужа. Сгоряча сказать можно что угодно, но один из знакомых этой женщины узнал, что в ее голове действительно созревает план убийства: Свиридова начала искать киллера. Мужчина сообщил об этом в милицию. Под видом исполнителя убийства к Анне пришел сотрудник милиции. Вызвал у нее доверие — и своим видом, и предъявленным револьвером. Заказчица спокойно и четко объяснила, что от него требуется не только ликвидировать Светлану, но и замаскировать все под разбойное нападение, чтобы милиция не заподозрила убийство на почве ревности и не вышла на нее, Свиридову. Анна рисовала подробный план дома, оговаривала детали предстоящего преступления, время его совершения, гонорар. Жизнь ни в чем не повинной женщины она оценила в восемь тысяч гривен.
Примечательно, что поначалу целью преступницы было убийство не только Светланы, но и ее отца, заступавшегося за дочь во время скандалов, которые затевала Анна, а также Виталия. За каждую голову киллеру было обещано одинаковое вознаграждение — восемь тысяч гривен. Таких огромных денег у безработной, находящейся в отпуске по уходу за ребенком женщины не было. И она расплачивалась с будущим убийцей… деньгами, выделенными на ее детей. Получается, что забирала у маленькой Вероники новые игрушки, вкусную еду и красивую одежду, чтобы… жестоко отомстить ее отцу. Милиционер, втершийся к Анне в доверие, убеждал ее не совершать этого злодеяния. Напоминал и об уголовной ответственности, и о возможном тюремном сроке. Но Свиридова была непоколебима: «Если ты не можешь, я найду другого исполнителя». Единственное, в чем мнимому киллеру удалось убедить заказчицу, — чтобы она остановила свой выбор только на одной жертве. Поразмыслив, Анна выбрала Светлану: ее отца она простила (а может, пожалела на него восемь тысяч), а Виталию решила дать еще один шанс вернуться в семью. Сперва ревнивица хотела, чтобы «соперницу» забили до смерти битой, но потом согласилась и на револьверный выстрел. Правоохранитель получил пятьсот гривен задатка и требование: в такой-то день и час Света должна быть мертва.
— Знаете, за то время, что Виталий снимает у нас комнату, я уже привыкла к агрессивным выходкам его бывшей жены, — рассказывает «ФАКТАМ» Светлана. — Она не раз врывалась в дом, материлась, орала, как ненормальная, и тут же переходила к слезам и просьбам, а потом — снова к угрозам. В таких случаях я всегда требовала, чтобы они оба вышли на улицу: мне дома разборки ни к чему. Анна пыталась в чем-то упрекать меня, что-то плела о том, что Виталий из-за меня ушел из дому, но я не воспринимала эти упреки всерьез: ведь у меня хорошая счастливая семья, муж, двое деток-подростков. Конечно, я и подумать не могла, что ревность этой женщины зайдет так далеко. Когда утром на работу ко мне пришли сотрудники милиции и сказали, что меня «заказали», я ушам своим не поверила. Кто? Когда? За что? Узнав, что Анна хочет убить меня из ревности, вообще была в шоке. Это состояние словами не передать… Милиционеры сказали: чтобы взять преступницу с поличным, нужно инсценировать убийство. Я отказывалась играть собственную смерть, но потом мне объяснили, что это — в целях моей же безопасности. Если я не соглашусь, Анну не арестуют и она найдет настоящего киллера. Все это было очень странно и страшно. Сделали несколько дублей, которые снимались на телефон. Человек в черной маске оглушительно стрелял из настоящего револьвера. Мне полили голову и шею краской, похожей на кровь, и несколько раз заставляли падать на пол, чтобы на видео моя смерть выглядела убедительно.
— Увидев доказательства мнимого убийства, Анна была абсолютно удовлетворена: просмотрела фотографии и тут же порвала их, — продолжает Рустам Гикавчук. — От видео, которое она раньше просила скинуть ей на телефон, отказалась. Сказала, что и так верит в смерть соперницы, а держать такой компромат в мобилке ей ни к чему. Потом передала нашему сотруднику часть гонорара — полторы тысячи гривен. Остальное обещала отдавать частями, когда будут выплачивать деньги на детей. Все переговоры так называемого киллера и заказчицы записывались, поэтому мы с полным основанием задержали преступницу. Правда, Свиридова поначалу еще пыталась отнекиваться: что-то мямлила о своих чувствах, о том, что ее бросили одну с четырьмя детьми. Но она-то думала, что убийство состоялось! А когда узнала, что все это был спектакль и Светлана жива, ее просто подкосило.
— Я была понятой при задержании Анны Свиридовой, — рассказала нам тернопольчанка Екатерина. — Зрелище оказалось довольно неприятным. Подозреваемая вела себя очень агрессивно, неадекватно, а в конце упала в обморок. Правда, врач скорой помощи, приехавший по вызову, сразу понял подвох и велел ей прекратить притворяться. Давление, пульс, дыхание — все было в норме. Симулянтке пришлось быстренько «приходить в себя».
Действия Анны Свиридовой были квалифицированы как покушение на убийство. Статья предусматривает лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет и пожизненное заключение. Подозреваемая находится в следственном изоляторе. В отношении нее проводится психиатрическая экспертиза, по результатам которой будет ясно, отдавала ли женщина себе отчет в том, что она делала. Опеку над детьми взял на себя отец Анны. Младшенькую, Веронику, возможно, забрал бы к себе родной папа, но по закону Виталий… не имеет на это права. Чтобы получать от государства больше денег, мать девочки отказалась зарегистрировать официальный брак со своим мужем и записала Веронику на себя.
— Чисто по-женски мне жаль Анну, — сочувственно вздохнула Светлана. — Все у нее не ладится, мужчины сбегают. Но я знаю одно: если эта женщина будет на свободе, я никогда не смогу быть спокойной за свою жизнь и жизнь своих детей.
P.S. «ФАКТЫ» благодарят за помощь в подготовке материала ЦОС УМВД Украины в Тернопольской области.