Культура та мистецтво

«Увидев на стене музея в Чернигове картину голландского художника, найти покупателя на которую меня попросил арт-дилер, я чуть не упала в обморок»

16:50 — 1 серпня 2011 eye 3784

В Киеве в очередной раз пытаются продать полотно Мельхиора де Хондекутера «Птичий переполох». Правда, в музее теперь утверждают, что такой работы у них… никогда не было!

На днях известной в Киеве художнице Елене Остапчук некий днепропетровский коллекционер предложил картину голландского художника XVII века Мельхиора де Хондекутера «Птичий переполох». За пять миллионов долларов. К картине прилагалась атрибуция — заключение экспертов о подлинности. Елена отказалась участвовать в продаже этой картины. И вот почему.

По легенде, хозяин картины, древний дедок, последние дни доживает, но картину пуще глаза бережет

В кругах галерейщиков и художников известно, что эта картина находится на балансе Черниговского художественного музея и считается шедевром мирового искусства. Но это полотно упорно не дает покоя преступникам от арт-бизнеса.

Охота на «жирного кота», способного купить картину Мельхиора де Хондекутера, началась в Украине лет семь назад. Коллекционерам, «холомызерам» (посредникам) и прочим бизнесменам от живописи, в число которых входила и я, автор этого материала, предлагалась тогда красивая легенда.

Хозяин картины — якобы древний дедок, который во время войны служил в частях «Cмерша» и дошел до Германии. Картина, дескать, трофей. По легенде, дедок вывез из ограбленного музея кучу бесценных полотен. Сейчас этот ветеран последние деньки доживает. Но картины бережет пуще глаза! И от кровожадных внуков держит круговую оборону, как под Сталинградом.

Но внуки не сдаются и уже ищут покупателя на картину. Документов, правда, на нее не было никаких. Семь лет назад, когда автору этих строк предлагали «Птичий переполох» с такой легендой, цена картины была скромнее — 4,5 миллиона долларов. Тогда мне удалось найти покупателя, некоего госчиновника. Но когда этот чиновник решил взглянуть на оригинал, продажа застопорилась. Разочарованному потенциальному покупателю объяснили: дедок, хозяин картины, ни в какую не хочет расставаться с раритетом, поэтому просмотр полотна откладывается. На неопределенное время. Я тоже видела тогда фото «трофейной» картины, продаваемой киевскими «холомызерами». Поэтому чуть не потеряла сознание, когда несколько лет назад совершенно случайно увидела на стене Черниговского художественного музея… оригинал того самого «Птичьего переполоха». По словам сотрудницы учреждения, это «жемчужина» коллекции музея наряду с полотнами, принадлежавшими ранее местным помещикам Галаганам.

Уж больно хороша картина! На ней изображен рыже-золотой лис в стремительном прыжке в курятник, вызвавшем переполох среди кур. Отсюда и название картины. Сам хищник и его жертвы выписаны художником тщательно и детально, будто живые. Глаза, усы, шерсть, летящие в разные стороны перья! Изумительные краски! А матово-желтые куриные лапы выглядят фантастически правдоподобно. Недаром современники называли Мельхиора де Хондекутера «птичьим Рафаэлем».

У преступников, решивших похитить это полотно, губа не дура.

Кстати, как посоветовала в телефонном разговоре директор Черниговского художественного музея Ирина Ральченко, писать о ситуации с картиной не надо — чтобы не спровоцировать кражу из музея. Хоть украсть сейчас полотно голландского художника будет крайне сложно. Времена сторожей-пенсионеров уже в прошлом. Фондохранилище музея, где в данный момент находится картина, три года как оборудовано современной сигнализацией, какой нет даже во многих столичных национальных музеях. А экспозицию охраняют вооруженные до зубов люди в бронежилетах.

*В хранилище Черниговского художественного музея сейчас есть лишь работа неизвестного художника «Лис в курятнике»

Я попросила у музейных сотрудников предоставить мне возможность сфотографировать картину Мельхиора де Хондекутера для «ФАКТОВ». Они заявили, что директор ушла в отпуск, запретив делать съемку полотна, которое спрятано в хранилище музея и теперь уже имеет… совсем другое название — «Лис в курятнике».

Еду в Чернигов. И тут выясняется, что, по словам хранителя фондов Черниговского художественного музея Светланы Курач, у музея нет доказательств, что картина «Лис в курятнике» принадлежит кисти Мельхиора де Хондекутера. Скорее всего, говорит Светлана Михайловна, это копия неизвестного художника. И показывает мне фото.

На фото — совершенно другая картина с похожим сюжетом. А где же та, которую я — лично! — собственными глазами видела на стене в музее? Хранитель фондов уверенно отвечает, что другой не было и быть не могло в их музее. Может, это была выставка частной коллекции, которые иногда проводят у них, предположила Светлана Курач, но данных о такой выставке не нашла.

Внимание нечистых на руку арт-бизнесменов часто привлекают коллекции украинских музеев

Пока я ездила в Чернигов, той же Елене Остапчук опять предложили «Птичий переполох», якобы все того же Мельхиора де Хондекутера. Но на ней вместо рыжего лиса в курятнике полосатый кот. Цена «лота» — пять миллионов долларов.

Кстати, Черниговский музей 14 лет назад уже обворовывали. Десять картин европейских мастеров живописи, дерзко похищенные тогда из него, до сих пор так и не найдены.

Перипетии с полотном Мельхиора де Хондекутера «Птичий переполох» подробно описаны в моей книге «Муха Ukraine». В этом легком, развлекательном чтиве о Киеве, киевлянах, а также абсурдных ситуациях, в которые мы попадаем, есть еще немало интересной информации для правоохранительных органов.

P.S. Коллекции украинских музеев уже не раз привлекали внимание нечистых на руку арт-бизнесменов. Среди громких музейных краж можно вспомнить «Поцелуй Иуды» Караваджо. В 2008 году ночью полотно варварски вырезали из рамы в помещении Одесского музея западного и восточного искусства. Караваджо возвратили в Украину из Германии при содействии отечественных и немецких розыскников. В 1992 году вооруженные преступники расстреляли двух сотрудников Львовской картинной галереи и похитили работы Яна Матейко и Артура Гроттера. Впоследствии эти полотна мелькали в западных каталогах. А в 2006 году, спилив решетку, грабители проникли в Яготинский художественный музей и беспрепятственно вынесли оттуда 33 работы Татьяны Яблонской, Николая Глущенко и других украинских классиков. Шесть полотен в спешке были обронены преступниками, остальные вернула милиция. В том же году, 22 июня, в Болотне Иванковского района Киевс-кой области ограбили дом родственников Марии Прий-маченко, унесли сотни работ великой представительницы наивной живописи. Через два месяца сотрудники киевской областной милиции задержали троих грабителей и конфисковали у них 77 украденных картин.

Остальные ворованные картины Приймаченко недавно за полцены продавались среди киевских арт-дилеров. Беда наших музеев в том, что большинство из них не имеют даже каталогов своих ценностей. Вот и сейчас получить фотографию «Переполоха в курятнике» в Черниговском музее нам не удалось… Немного успокаивает другое: кражи из музеев — занятие не самое популярное. Серьезный коллекционер никогда не станет приобретать украденную работу. Такие случаи единичны. Более того, истинные ценители, узнав о том, что работа краденая, возвращают ее «домой», как это произошло 14 июля нынешнего года с иконой «Покров Богородицы», еще в 1984 году похищенной во Львовской галерее имени Шептицкого и возвращенной туда российским меценатом, коллекционером Игорем Возяковым, полтора года назад обнаружившим «Покров» в Швейцарии.