Студенты Харьковского национального автомобильно-дорожного университета сконструировали уникальный автомобиль, который произвел настоящий фурор на международных соревнованиях в Германии
Компактная машина «ХАДИ 34» длиной три метра и шириной один метр весит всего 43 килограмма — меньше, чем ее пилот! При этом экомобиль, созданный студентами Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, может развить скорость до 60 километров в час.
На соревнованиях по энергоэффективности Shell Eco-marathon, проходивших в немецком городе Лаузитц, харьковчане стали первыми представителями не только Украины, но и всех стран СНГ. И в очередной раз удивили мир тем, как без грандиозных финансовых вливаний, практически на одном энтузиазме можно собирать автомобили будущего.
Девять харьковчан трудились над своим изобретением почти три года.
- Когда мы решили участвовать в соревнованиях, у нас была только идея, больше ничего, — говорит капитан студенческой команды, выпускник автомобильного факультета Харьковского национального автомобильно-дорожного университета Александр Чернышев. — Потом подобрался коллектив энтузиастов. Наш проект был студенческим, и поэтому всю работу, вплоть до поиска спонсоров, приходилось делать самим.
Подготовить машину для прошлогодних гонок мы не успели из-за отсутствия денег. Когда же выполнили все расчеты и поняли, что сможем реально осуществить свой проект, то обратились за помощью к руководству университета. Анатолий Николаевич Туренко, наш ректор, сумел выделить и средства, и ресурсы — станки, материалы, которые были нам необходимы. А потом нашелся и основной спонсор, благодаря которому мы смогли создать нашу «ХАДИ».
Чудо-автомобиль, украшенный традиционным украинским орнаментом, сконструирован максимально компактно. Пилот лежит в своеобразном коконе, а все рычаги управления расположены у него прямо под рукой.
- В кабине есть сигнал, ручка тормоза, ручка управления, а сзади за водителем стоит система пожаротушения, — объясняет Александр. — Внешняя оболочка автомобиля не только выполняет роль обтекателя, но и включена в силовую структуру кузова. Кстати, форму кузова разрабатывал Андрей Авершин, ассистент кафедры теоретической механики и гидравлики, это один из разделов его диссертации по аэродинамике.
Мотор автомобиля имеет объем всего 35 «кубиков» — такие бывают у бензопил и газонокосилок.
- Бензобак у нас стеклянный, его объем 250 граммов, это как классический граненый стакан, — смеется Чернышев. — Колеса, цепи и тормоза позаимствованы у самого обычного велосипеда. Конечно, все материалы специального качества, например, шины мы взяли с низким коэффициентом трения.
- Исходя из этого, организаторы рассчитали, что наш автомобиль может проехать на одном литре топлива 570 километров, — говорит Александр Чернышев. — Фактически — расстояние от Киева до Ивано-Франковска!
Детище харьковчан уже попало в Книгу рекордов Украины в категории «Технологии» как самый энергоэффективный автомобиль в нашей стране. А победителями соревнований в Германии, суть которых — определить, чья машина израсходует минимальное количество топлива, стали французы. Их автомобилю одного литра топлива хватило бы на 4896 километров.
- Почему-то с самого первого дня именно наша команда находилась под прицелом телекамер, — вспоминает Александр. — Так вышло, что на нас обращали внимание даже больше, чем на фаворитов турнира — французов. Всем было очень интересно, как выступят украинцы. Дебютом мы довольны, но считаем, что это лишь первый шаг к настоящему успеху. Планируем в ближайшем будущем перевести наш автомобиль на дополнительную электротягу.
К сожалению, в Украине мы не нашли трассу, на которой можно было бы оценить технические возможности «ХАДИ». Ведь после соревнований в Германии наш пилот признался, что чувствовал дискомфорт, даже если на покрытии были неровности в три миллиметра!