47-летняя звезда балета впервые разрешила опубликовать снимки своей полуторагодовалой дочери Надежды
Илзе Лиепа — дочь прославленного танцовщика Мариса Лиепы (на днях ему исполнилось бы 75 лет) и актрисы театра имени А. Пушкина Маргариты Жигуновой. Илзе и ее брат Андрис, который тоже стал известным балетным танцором, росли в творческой атмосфере.
«Отец никогда не разграничивал свою жизнь на «работу» и «дом», — говорит Илзе. — При всей своей занятости он просто брал нас в свою жизнь: в театр, бегать на Ленинские горы. Он учил: спорт в нашей профессии — необходимое дополнение. И сейчас, когда я занимаюсь гимнастикой, прошу няню, чтобы она привела ко мне Надю. Прививать ребенку любовь к искусству, общаясь с ним, — такой принцип воспитания мне внушили мои родители, за что я им очень благодарна. Мы с Надей уже много читаем. Я, конечно, сразу замахнулась на Александра Сергеевича Пушкина. Особенно дочке нравится, когда читаю наизусть, поэтому, уезжая, беру с собой книжку и учу «Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке». Надя подталкивает меня к тому, что надо развиваться. И мы развиваемся вместе».
«При всей своей занятости папа всегда брал нас в театр», — говорит Илзе. На снимке: Андрис, Марис и Илзе Лиепа
В первом браке со скрипачом Сергеем Стадлером у Илзе не было детей. Со вторым мужем — бизнесменом Владиславом Паулюсом — балерина познакомилась во время съемок рекламного ролика, который заказала компания, где он тогда работал.
«В моей жизни все складывалось непросто, — объясняет Лиепа. — Не сразу удалось создать семью. В балетной карьере поначалу все проходило не очень гладко. Самые интересные творческие проекты стали появляться достаточно поздно. И, к счастью, появляются до сих пор… Рождения Нади мы ждали очень долго. Молились, надеялись и верили. И наша надежда осуществилась. Могу сказать, что для меня Надя — величайшее счастье, величайшая награда, величайшая Божья милость. Вся моя жизнь теперь делится на две части: «до» и «после». Когда Илзе просят что-то порекомендовать женщинам, отчаявшимся родить, она отвечает: «Единственный совет, который могу дать тем, кто очень хочет детей, — это молиться и верить».
После появления на свет долгожданной дочери балерина не собиралась сразу возвращаться на сцену.
«Я думала, что возьму паузу и буду заниматься только Надей, — говорит Илзе. — Но Господь управил все замечательно. Когда я только вернулась из роддома, мне позвонил Николай Цискаридзе, поздравил, поинтересовался моим самочувствием. Я кокетливо ему ответила, что сегодня в первый раз спустилась в свой балетный зал. И это было абсолютной правдой, хотя в зал я вышла, чтобы просто немного размяться. Однако Николай воспринял все серьезно и сказал: «Ну что же, у нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Это стало для меня шоком. Я сказала, что попробую, и через два с половиной месяца вышла на сцену. Но я счастлива, что сложилось именно так, что мне удалось быстро войти в форму. И, знаете, после рождения Нади у меня началась такая активная творческая деятельность, которой, может быть, не было даже до беременности. Невероятно много гастролей с проектами Андриса «Русские сезоны XXI века»: несколько спектаклей в Париже, неделя спектаклей в Лондоне и, конечно, спектакли «Пиковая дама» в Большом театре«.
Уже несколько лет в России работает школа пилатеса Илзе Лиепы, которую она открыла вместе с подругой.
«Мы разработали программы для наших взрослых клиенток и для детей, — говорит Лиепа. — Для взрослых они включают пилатес, хореографию и мой личный метод. Благодаря жизненному и балетному опыту я знаю, что и где нужно женщине подкачать, укрепить, растянуть. А дети начинают у нас заниматься ритмикой с двух с половиной лет. У них развивается моторика, укрепляется мышечный корсет, появляется осанка, грациозность. Мы прививаем им любовь к классической музыке. Недавно на педагогическом совете обсуждали, что у современных малышей совершенно отсутствует чувство ритма. Это настоящий феномен XXI века, когда ребенок растет в атмосфере звукового мусора, практически никогда не оставаясь в тишине. В результате он не в состоянии двигаться в такт, а классическую музыку ему очень трудно воспринимать«.
С годами лицо Илзе Лиепы становится только интереснее.
«Секрет этого эликсира известен всем людям, связанным с хореографией: пока они не оставляют профессию, их всех можно смело назвать мальчиками и девочками, — объясняет балерина. — Все дело в том, что балет требует ежедневной тренировки-экзерсиса, во время которой человек интенсивно работает и организм очищается через поры. Наверное, в этом и есть тайна «балетной молодости». После экзерсиса лицо просыпается и начинает по-другому выглядеть». А на вопрос, считает ли она себя красивой, Илзе отвечает: »Я знаю, что на сцене хорошею».
Какой-то особой диеты Илзе не придерживается, хотя испытала на себе самые разные способы, помогающие держать вес в норме.
«Наиболее жесткой оказалась методика лечебного голодания, которую я прошла в специализированной клинике, — говорит Илзе. — Две недели с девяти утра до девяти часов вечера занималась различными процедурами. Результат мне понравился, правда, я бегала в соседнее кафе, чтобы подкрепиться».
Иногда балерина позволяет себе съесть мороженое.