Україна

Илья Левитас: «Не понимаю, почему День памяти жертв Холокоста мы должны отмечать в День освобождения польского Освенцима. У нас что, в Украине Бабьего Яра не было?»

16:47 — 12 серпня 2011 eye 893

Зампредседателя оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий к 70-летию трагедии Бабьего Яра не согласен с некоторыми положениями принятого в парламенте постановления, о памятной дате

В конце сентября исполняется 70 лет, как в оккупированном немецко-фашистскими захватчиками Киеве произошла одна из величайших трагедий XX столетия — только в течение первых трех дней гитлеровцами и их местными холуями в Бабьем Яру были уничтожены более 30 тысяч мирных евреев — безоружных мужчин, беззащитных женщин, стариков, детей.

За годы оккупации количество погибших в сырецких оврагах евреев, а также советских военнопленных разных национальностей, участников коммунистического и националистического подполья перевалило за 100 тысяч человек. Следует сказать, что свой Бабий Яр был чуть ли не в каждом местечке Украины, Белоруссии, Молдавии и России — по мере продвижения фашистов по огромной стране, начиная от западной границы. Но киевские масштабы геноцида заставили мир содрогнуться.

Подобные преступления не должны повториться. Надо, чтобы потомки знали о них. И вполне логично, что об увековечении памяти погибших вспомнила законодательная власть. Но когда нынешним летом перед уходом на каникулы Верховная Рада приняла постановление об увековечении этой печальной даты, оно вызвало недоуменные вопросы не только у наших читателей.

В «ФАКТЫ» обратился президент Совета национальных обществ Украины, он же президент Еврейского совета Украины и заместитель председателя оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий к 70-летию трагедии Бабьего Яра Илья Левитас.

*Чтобы засыпать тела расстрелянных в Бабьем Яру, фашисты взрывали песчаные обрывы.
Затем грунт разбрасывали лопатами советские военнопленные из Сырецкого концлагеря

 

«Президента обложили помощники…»

— Илья Михайлович, насколько нам известно, оргкомитет существует уже не первый год. Его возглавляет премьер-министр Николай Азаров. А данное постановление парламента вдруг рекомендует его… создать. Как прикажете понимать?

 — Да я и сам не пойму, — говорит Илья Михайлович. — Мне люди со всей Украины, из-за границы звонят: существующий оргкомитет что, упразднили? Да нет, говорю, вроде бы никто ничего не упразднял. Комитет был создан еще при президенте Ющенко в 2009 году. Возглавлял его сначала вице-премьер Васюник. Потом власть менялась — менялись и руководители, министры культуры, мэры Киева… Но все, начиная с президентов, относились к этой проблеме уважительно. Все президенты оставили о себе какую-то память. Еще при Кравчуке в 1991 году поставили памятник «Менора». Кучма поставил памятник расстрелянным детям. И Ющенко, и Кучма награждали праведников мира — людей, в годы войны спасавших евреев, поставили памятник подпольщице, Герою Украины Татьяне Маркус.

Все время я постоянно оставался одним из заместителей руководителя комитета. И комитет, который сейчас возглавляет премьер-министр Николай Янович Азаров, давно работает. Издаем книги, газеты, причем без привлечения государственных средств, заказали «Укрпочте» серию почтовых марок к 70-летию трагедии Бабьего Яра, подготовили проект Аллеи праведников. Готовим программу вечеров памяти, ведем обширную переписку.

Сейчас для нас главное — установить Вечный огонь возле большого памятника. Уже был готов проект, приходили специалисты. Потом власть поменялась, волынка тянется. Президент Украины Виктор Янукович в присутствии своего помощника дважды обещал принять меня по поводу направляемого нами ему письма руководителей 52-х национальных организаций, о котором он и не знал. До него наши письма не доходят! Президента, наверное, обложили помощники!

Тем не менее кое-что удается сделать. Мы создали, например, историко-мемориальный заповедник «Бабий Яр». Добились — при Януковиче — присвоения заповеднику статуса национального. Но у заповедника нет помещения. Заповедник-бомж. Почетный бомж.

— Упомянутым постановлением Верховной Рады предписано передать заповеднику здание по улице Мельникова, 44…

 — Да мы много лет на этом настаиваем! Это бывшая контора еврейского кладбища, единственное здание, сохранившееся с довоенных времен. Ему более ста лет. В нем евреи прятались от расстрелов. Сам Бог велел создать музей. Но сейчас там общежитие хоккейной команды. Здание передано профсоюзам. А вопрос с передачей здания заповеднику не решается уже много лет. Сколько же еще ждать?

Мы предлагаем присвоить имя подпольщицы Тани Маркус средней школе Ь 44 на улице Жилянской, где училась девушка-героиня. «Нi, вона вже має пам'ятник, досить»,- сказали нам чиновники. Хотя в то же время в Киеве были уважаемые люди, которым и памятники поставлены, и улицы названы их именами, и другие почести оказаны. Вот и в этой школе можно было бы сделать музей праведников, это же для воспитания детей очень важно. У нас есть подозрение, что здание этой школы кто-то хочет «прихватизировать» совершенно для других, коммерческих, целей.

Мы, конечно, проводим совместно с Музеем Великой Отечественной войны и Музеем литературы Украины выставки, где рассказываем об украинцах, русских и людях других национальностей, спасавших евреев. Но хотелось бы иметь постоянные, более обстоятельные стационарные экспозиции. Эти люди — гордость и совесть Украины, они заслуживают большего!

«В Украине погибли 1 миллион 800 тысяч евреев»

— Вы говорили об Аллее праведников. Какой она вам представляется?

 — Вниз от метро «Дорогожичи» вдоль проспекта Олены Телиги будут стоять 20 развернутых книг на постаментах с фамилиями праведников Бабьего Яра — их в Киеве свыше 650 человек. Есть макет памятника спасительнице — украинской женщине, прижимающей к себе еврейского мальчика, который должен стоять в конце аллеи.

Дальше предлагаем на пустыре, который находится ближе к Куреневке, построить площадь Согласия с небольшими православным храмом, синагогой, костелом и мечетью, где могли бы собираться люди разных вер и конфессий, разных национальностей, но — единый украинский народ. Увы, и этим делом никто не хочет заниматься.

Вышедшее постановление Верховной Рады очень удивило не только меня. Оно вызвало недоумение у всех, кто знал, что оргкомитет давно создан и работает. Депутаты приняли постановление вроде бы из добрых побуждений, но оно похоже на дешевый пиар, плагиат давно выдвинутых чужих идей.

— Кто автор законопроекта?

 — Виктория Демьянчук, которая является секретарем парламентского комитета по вопросам культуры и духовности. Я общался с ней по телефону, объяснил нелепость ситуации. Договорились о встрече, которая не состоялась не по моей вине.

А жаль. Викторию Александровну подставили определенные люди, которые уже участвовали в заседании нашего давно существующего оргкомитета. Знали, что работа ведется. У них что, потеря памяти? Или какие-то свои интересы?

Поэтому практически все, что написано в постановлении, вызывает у людей протест. В нем, например, рекомендуется на месте Бабьего Яра поставить памятник жертвам погромов 1905 года. Какое отношение Бабий Яр имеет к жертвам погромов? Но с нами, еврейской организацией, никто не советовался! Как на приеме у ветеринара или патологоанатома, где пациентов никто не спрашивает. Такой памятник надо установить на еврейском кладбище, как это сделали в Одессе. Но при чем тут Бабий Яр, скажите на милость?

Самое интересное, что День памяти жертв Холокоста Украины депутаты предлагают отмечать 27 января, как в Европе, в Международный день памяти жертв Холокоста. Но еще когда эту дату учреждали в Европе, мы выступали против! Потому что 27 января — день освобождения советскими войсками восьми тысяч узников польского лагеря Освенцим, светлый день, радостное событие — нам предлагают отмечать как трагедию. А вот Бабий Яр и 29 сентября 1941 года — день начала расстрелов в нем — знаковое трагическое событие для евреев Украины. В Украине погибли 1 миллион 800 тысяч евреев. В польском Освенциме — 1 миллион 200 тысяч. Почему нашу украинскую трагедию мы должны отмечать в день польской радости? Выходит, трагедию 29 сентября не надо помнить? И мы будем добиваться, чтобы отмечать украинский день Холокоста только 29 сентября.

«ФАКТЫ» попытались получить комментарий секретаря Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады Украины Виктории Демьянчук. Но ни по электронной почте, ни по двум телефонам в течение нескольких дней Виктория Александровна так и не откликнулась.

Тогда мы позвонили ее парламентскому начальнику председателю Комитета по вопросам культуры и духовности Владимиру Яворивскому. Владимир Александрович находился в Одессе, но по телефону охотно согласился пообщаться. Он сказал, что высказывал свои замечания автору законопроекта, со многими его пунктами не соглашался. Но автор осталась в основном при своем мнении и вынесла проект на голосование. И большинство парламентариев проголосовали «за». Так что все вопросы — к автору постановления.