В последние августовские дни на школьных базарах начинает спадать ажиотаж. Большинство ребятишек уже готовы к новому учебному году. Ранцы, пеналы, тетради и ручки куплены, наглаженная школьная форма висит в шкафу, в письменном столе — о чудо! — царит полный порядок. Мама или папа (а иногда и оба) заранее отпросились с работы, чтобы первого сентября отвести ребенка в школу, по дороге выбрать вместе с ним букет для классного руководителя и сфотографировать улыбающихся сына или дочку на праздничной линейке. Особенно если эта линейка — первая в их жизни. Казалось бы, что еще можно сделать? Но психологи и педагоги утверждают: канцелярские принадлежности — дело второстепенное. Важнее подготовить к школе будущего первоклассника эмоционально и физически.
— У нас были определенные сложности в прошлом году, когда моя средняя дочь Марийка пошла в первый класс, — вспоминает киевлянка Евдокия Самолюк, мама пятерых детей. — Мы не записывали Машу на специальные курсы раннего развития, она ходила только в садик. Да и то пропустила последние несколько лет перед школой: я очередной раз ушла в декрет и сидела дома с маленькими Настей и Елисеем. Мария была главной моей помощницей, игралась с братиком и сестричкой, много гуляла на улице. Я старалась заниматься с ней учебой по мере сил, но все эти «уроки» были от случая к случаю. В первый класс дочка пошла почти «стерильной»: ни писать, ни считать не умела. Кроме того, в силу слишком живого характера не могла долго усидеть на месте. Конечно, учебная нагрузка показалась ей просто чрезмерной. Школу Марийка не любит, ходить туда не хочет. Еще и потому, что часто слышит от одноклассников грубости и ругательства, которые дома, учитывая, что наш папа — православный священник, конечно, не звучат. У Маши в классе нет подруг, она общается там только с одним мальчиком. Чувствует себя в школе довольно одиноко, поэтому первое сентября ждет с тоской.
Учитывая прежние ошибки, Евдокия решила трехлетнюю Настю и двухлетнего Елисея готовить к школе уже сейчас. Она читает детям книги, раскрашивает вместе с ними раскраски, придумывает настольные игры, которые заставили бы неусидчивых малышей хотя бы двадцать минут провести на стуле, сохраняя внимание и сосредоточенность.
— Впечатление от школы во многом зависит от первой учительницы, — замечает Евдокия. — У моих старших детей, Кирилла и Лизы, была слишком эмоциональная женщина-педагог. Она по любому поводу так кричала, что ее было слышно в вестибюле, при входе в школу. Это при том, что классный кабинет находился на втором этаже. Дети каждый день жаловались на головную боль, а информацию не усваивали вообще. Особенно тяжело давались занятия Кириллу, потому что в первый класс он пошел в пять лет. Лизочка на год старше его, и, когда ей пришло время идти в школу, я решила не разлучать детей, чтобы они и занимались, и уроки готовили, и на переменках играли вместе. Думала, им будет легче. С одной стороны, так оно и есть, но пятилетнему сыну учиться было непросто, особенно когда усложнилась школьная программа.
Первые попытки отправить украинских детишек в школу в шестилетнем возрасте были предприняты еще в восьмидесятых годах прошлого века. Правда, тогда это делалось в виде эксперимента, на базе детского сада и по весьма необременительной программе: малыши в привычной среде занимались несколько часов с большими перерывами на отдых, потом обедали, спали, а остаток дня играли и бегали во дворе. О домашних заданиях, равно как и о двойках в дневнике, конечно, и речи не было. В большинстве же своем родители продолжали отдавать ребятишек в школу по достижении семи лет. Но в 2000-х годах в Украине был уменьшен возрастной ценз первоклассника. Это новшество принесло больше вреда, чем пользы, считают не только многие родители, но также педагоги и школьные психологи.
— В инструкции написано: дети идут в образовательную школу, как правило, с шести лет, — объясняет «ФАКТАМ» психолог Кловского лицея иностранных языков № 77 в Киеве Юлия Ларина. — Родители понимают эту фразу по-своему и приводят в первый класс малышей в пять с половиной лет, хотя вполне могли бы подождать до семи. Ведь в пяти-шестилетнем возрасте первоклашки — еще малыши, им хочется играть, у них нет произвольности как таковой. Произвольность — это умение делать необходимое задание, которое не нравится. Это «надо» в виде домашних заданий, усидчивости за партой, решения задачек, скучной прописи в тетрадках дети способны осознать с семи лет. В шесть же для них существует только «хочу». И «хочу только то, что интересно». То же самое касается фонематического слуха. Семилетний малыш очень быстро научится читать, ребенок на год младше потратит на это огромное количество времени и усилий. Все это ложится на плечи учителя, которому приходится выдумывать всевозможные хитрости, игры, поощрения, чтобы у первоклассника возникла мотивация выполнить задание. Еще одна проблема — неподготовленность ребят к интенсивным нагрузкам. Учителя рассказывали о случаях, когда шестилетки, которых отдали в первый класс, от нервного перенапряжения начинали прыгать на уроках «жабкой» или засыпали прямо за партой. В нашем учебном заведении это бывает нечасто, потому что для каждой группы первоклашек в лицее предусмотрены три помещения: учебный класс, игровая комната и спальня. Дети могут между занятиями поиграть, отдохнуть. Кроме того, их урок длится тридцать пять минут, а перемена — двадцать. Учителя часто устраивают физкультминутки, когда малыши могут расправить плечи, пошевелиться, размять пальчики, шеи, ручки и ножки. Если же такой отдых не предусмотрен, неокрепшая детская психика и непривычное к такой деятельности тело бунтуют.
Еще одной проблемой для первоклассников становится разлука с близкими. Особенно это касается ребятишек, которые шесть первых лет своей жизни провели дома, с родителями или няней, и не ходили ни в детский сад, ни в кружки, где они могли бы научиться жить по отдельным законам, общаться с другими детьми и чужими взрослыми. Такие домашние малыши тратят все свои душевные силы не на знакомство с одноклассниками и погружение в школьную науку, а на то, как пережить одиночество и преодолеть разлуку с мамой.
— Детей, у которых нет опыта общения со сверстниками без посредничества папы или мамы, видно сразу, — говорит Юлия Ларина. — У одних на уроках — слезы, придуманные болезни (вплоть до сказочных вариантов типа «хвост отвалился»). У других напрочь пропадает желание ходить в школу. Бывает даже, что чуткие умные родители забирают свое чадо до следующего года. Третьи замыкаются в себе, четвертые дерутся…
Психологи советуют родителям следить за детским режимом. Речь здесь не идет о том, что вставать утром нужно ровно в семь часов, а обедать обязательно в полдень. Достаточно приучать малыша еще с детсадовского возраста убирать за собой игрушки, застилать кроватку и мыть чашку с тарелкой, и понятие о самоорганизации уже останется в его подсознании. Способствуют формированию режима любые занятия, кружки, на которые ходит подрастающий человечек. Осознание, что нужно покушать, одеться, выйти вместе с мамой на улицу, проехать в троллейбусе, полчаса позаниматься лепкой или музыкой, снова одеться, приехать домой, разуться и помыть руки, дают ребенку четкое представление о последовательности, цикличности действий. А еще учат чувствовать обязанность. Даже если малыш посещает кружок всего два раза в неделю, школьный режим он воспримет гораздо легче.
*Лучше всего выбирать канцелярские принадлежности для школы вместе с ребенком. Яркие тетради, красивый ранец и пенал создадут ощущение праздника
— От учебы дети устают не только за партой в классе, но и выполняя домашнее задание, — замечает Юлия Ларина. — Заставляйте их отдыхать. Но не перед телевизором и не за компьютерными играми! Ролики, велосипед или просто закрыть глаза, лежа на диване, — это то, что нужно. Чтобы маленькие пальчики не утомлялись от письма, держите дома во всех доступных местах пластилин. Желательно разнофактурный: мягкий, жесткий, в виде шариков. Здорово, если есть возможность научить малыша лепке из глины. Заранее купите толстые карандаши треугольной формы или специальные треугольные насадки на ручку, чтобы у первоклассника выработался правильный захват. Зачастую детвора держит карандаши и фломастеры в кулачке или «куриной лапкой». Чтобы на уроке ребенок лучше воспринимал информацию, играйте с ним в игры «на внимание», просто идя по улице. Например, просите сосчитать красные машины или коротколапых собачек. И не забудьте перед первым сентября достать свои школьные альбомы и показать их сыну или дочке, вспоминая самые хорошие моменты за годы учебы. Пусть ребенок усвоит: школа — это очень здорово!
— Но ни в коем случае не давайте установку: «Ты будешь отличником», — предостерегает директор Кловского лицея Инна Спивакова. — Это закрепится в голове у малыша в виде стереотипа и, если он потом не станет отличником, разовьется в комплекс. Утверждение, что школа — место, где очень интересно, тоже нужно подавать осторожно. Все-таки это не развлечение, а труд. Но позитивный образ учебного заведения сформировать просто необходимо. А родителям надо на всех этапах воспитания подключать свою душу. Без нее подготовка детей к школе превращается в механику. Многие папы и мамы мечтают сдать дитя на курсы раннего развития, где его научат писать и считать, а потом лишь собирать «сливки» хороших отметок. Это неправильно. Гораздо эффективнее научить ребенка буквам, если подкладывать ему записки с указанием места, где спрятана шоколадка, со стрелочками, рисунками и печатными словами. Можно даже мыть пол и писать мокрой тряпкой буквы и цифры. Важны ваша фантазия и желание. Криками и шлепками человечка не воспитаешь. Все, чего вы хотите добиться, делайте в игре: «Белоснежка застилает кроватку, и ты попробуй». Пусть малыш будет уверен, что это не вы заставляете, а он сам хочет выполнить это задание. Не ругайте за промахи, а хвалите за удачу, пусть даже самую маленькую. Тогда вы вырастите если не вундеркинда, то цельную, гармоничную, развитую личность — это точно.
Еще с лета начните будить ребенка в одно и то же время, за час до выхода из дому на занятия. Пусть малыш проснется, сделает зарядку, умоется, оденется и спокойно, без спешки позавтракает.
Уделите внимание гигиене: первоклассник должен самостоятельно и без напоминания мыть руки после туалета и перед едой, аккуратно кушать.
Научите ребенка переодеваться на физкультуру, а после урока снова надевать школьную форму, застегивать молнии, завязывать шнурки. Попросите сына или дочку показать, как он будет зимой натягивать шапку, сапоги и застегивать пуговицы на пальто.
Проследите, чтобы в пенале канцелярские принадлежности были в идеальном порядке. Когда нужно что-то начертить, а первоклассник обнаруживает, что его единственный карандаш сломан, он потратит много сил на то, чтобы решить эту проблему: очинить его не сумеет, а попросить запасной постесняется.
Поиграйте с ребенком в «школу»: пусть попробует себя в роли учителя, который вызывает кукол или плюшевых зверей к доске, или ученика, отвечающего урок. В игре попытайтесь создать атмосферу интереса и радости.
Уделите особое внимание будущей нагрузке на маленькие пальчики: чтобы детская рука не уставала от письма, заранее привейте любовь малыша к раскраскам и лепке из пластилина.
Заготовьте на уроки труда или к Празднику Осени каштаны, яркие желтые листья, желуди.
Позвольте ребенку участвовать в выборе канцелярских принадлежностей. Яркие тетради, красивый ранец и пенал создадут ощущение праздника. В первый день занятий не мешало бы поздравить первоклассника с новым статусом, купить торт и лимонад и уcтроить настоящее семейное торжество.
Подчеркните статус школьника неприкосновенностью его рабочего места. Не разрешайте младшим детям мешать первокласснику, когда он делает уроки.
Ни в коем случае не пугайте ребенка плохими отметками в школе, «если он будет такой же ленивый, как сейчас», или насмешкой одноклассников «если он так и не научится завязывать шнурки». Такие «страшилки» рискуют навсегда отбить у первоклассника желание ходить в школу.