Історія сучасності

Нестор Махно, в казне которого хранились огромные запасы золота, награбленного в годы Гражданской войны, умер в нищете

15:45 — 31 серпня 2011 eye 14316

Ровно 90 лет назад остатки войск знаменитого батьки навсегда покинули территорию Украины

Гражданская война оставила глубокие шрамы на жизни украинского народа. Гибель Российской империи сопровождалась появлением тысячи мифов и легенд. Одна из них касается тайны пропажи золотого запаса легендарного батьки Махно, нажитого, в прямом смысле этого слова, потом и кровью тысяч людей. Полковник Службы внешней разведки Украины Александр Скрипник, исследовавший в архивах органов государственной безопасности документы, касающиеся исчезновения махновского золота, автор книги «За золотом Нестора Махно», поделился с «ФАКТАМИ» ставшей доступной благодаря его работе информацией.

Махновский клад затопило море

— Александр Васильевич, откуда вообще пошли разговоры о том, что анархисты оставили в Украине золотые запасы?

 — Установлено, что 28 августа 1921 года Нестор Махно с небольшим отрядом из 78 человек вплавь переправился через Днестр. С ними был лишь перстень, который телохранитель батьки Лева Задов передал супруге Махно как единственную драгоценную вещь в отряде. Хотя известно, что у анархистов в течение войны накопилось много золота и драгоценностей. Нестор Махно и его соратники активно совмещали революционную борьбу с массовой «экспроприацией» денег и ценностей у банков, ломбардов и кредитных обществ. Кроме обычных грабежей, махновцы как минимум трижды срывали настоящий «золотой куш». Известно, что только после взятия Екатеринослава люди батьки вынесли из городских ломбардов огромные запасы золота и украшений. Подобное повторилось и после захвата Мариуполя, за взятие которого большевики наградили Нестора Махно орденом Красного Знамени.

*Повстанческое движение, возглавляемое Махно, зарождалось и развивалось под анархическими черными знаменами

Золотым бенефисом чернознаменовцев (анархисты-махновцы воевали под черным знаменем. — Ред.) стал рейд по линии снабжения Добровольческой армии Деникина. Тогда, прорвав белогвардейский фронт, махновские тачанки вышли в глубокий тыл белогвардейцев и в местечке Синельниково захватили два обоза с деньгами и ценностями. Этим запасом Деникин собирался расплатиться с союзниками за поставки оружия и боеприпасов. Но все перечисленное не идет ни в какое сравнение с казной атамана Николая Григорьева, который в свое время захватил Одессу и «экспроприировал» из Одесского государственного банка немало ценностей. Как известно, внешние обстоятельства вынудили двух атаманов заключить союз для совместных действий. Но вскоре Махно расправился с Григорьевым, обвинив его в сговоре с белыми. Оставшуюся без лидера казачью вольницу удалось убедить перейти на сторону махновцев. В казну Нестора добавилось еще около 124 килограммов золота в слитках, 238 пудов серебра и почти полтора миллиона рублей монетами царской чеканки.

— Так куда же девались все эти сбережения?

 — Несомненно, огромная часть накоплений ушла на покупку оружия, патронов и прочих вещей, жизненно необходимых для долговременного ведения боевых действий. Но намного большие запасы махновцы просто утаили. Партизанский образ жизни предусматривал высокую мобильность боевых групп, что невозможно обеспечить, везя в обозе запасы награбленного добра. Поэтому Нестор Иванович активно искал надежные места, где можно было сберечь богатства до более успешных времен. Он делал «схроны» у верных крестьян на территории Гуляйполя, предварительно взяв у них расписку и под страхом смерти приказав держать язык за зубами.

О действительно крупных «кладах» мы имеем очень мало сведений. Подобные операции проводились с участием ограниченного круга лиц, число которых можно пересчитать по пальцам двух рук. Большинство из них погибли в Гражданскую. Тем не менее есть некоторые наработки о местах, где, возможно, были закопаны ценности.

— Откуда такие данные?

 — По окончании Гражданской войны советские спецслужбы вплотную занялись работой с махновской эмиграцией, чтобы не допустить ее дальнейшей борьбы с большевиками. Вопрос пропавшего золота никогда не упускался из виду. Активно проводилась работа и с махновцами-возвращенцами. Одного из первых взяли в оборот Леву Задова, принятого на службу в органы безопасности и работавшего под фамилией Зиньковский. По одной из версий, он выдал чекистам часть закопанной казны. Несколькими годами позже арестовали одного из приближенных Нестора Махно — Пантелеймона Каретникова, вернувшегося домой в конце 20-х годов, и подробно допросили в связи с этим вопросом. По его словам, казна, доставшаяся от Григорьева, была схоронена анархистами в одном из курганов под Никополем. Однако ее поиски не принесли результатов. Дело было окончательно закрыто в конце 50-х годов, когда органы удостоверились, что земли, где покоится клад, затоплены водами Каховского водохранилища. Так море навсегда забрало тайну золота с собой.

*Почти все, кто знал о местах нахождения кладов Махно, погибли в годы Гражданской войны

В народных легендах упоминается много мест, где якобы закопаны махновские богатства. По некоторым данным, в деревне Гавриловка до сих пор хранится часть награбленных из Екатеринославского ломбарда сокровищ. Некоторые старожилы твердят о двух ящиках белогвардейского золота, зарытого в Мариуполе. Также известно, что в 1920 году Махно три дня отсиживался со своим воинством в Старобельске, давая бойцам возможность залечить свои раны. Тем не менее есть данные о том, что на самом деле он попросту прятал свои сокровища то ли в местном монастыре, то ли в реке Айдар. В пользу этой версии свидетельствует то, что после Старобельска анархисты двигались уже налегке.

Потомки повстанцев продолжают искать золото до сих пор

— Ну а сам-то Махно не пытался вернуть свои «сбережения»?

 — Такие попытки предпринимались. Прекрасно понимая, что в Советский Союз ему путь заказан, Махно отбывает в Париж. Однако на родину отправляется его адъютант Иван Лепетченко с вполне четким заданием: найти золото и доставить его за границу для финансирования дальнейшей борьбы. Несмотря на то что о готовящейся операции знал очень узкий круг лиц, по сигналу агентов советской разведки Лепетченко арестовывают сразу после перехода государственной границы. Перед лицом неопровержимых фактов адъютант Махно признается в своих намерениях.

В дальнейшем чекисты затеяли интересную игру: Лепетченко с еще двумя бывшими махновцами, а в то время — работниками Объединенного государственного политического управления, под видом повстанцев ездит по деревням Гуляйполя и забирает у крестьян оставленные Махно сбережения. На их беду, в большинстве из посещенных ими домов к тому времени уже успели побывать другие бывшие махновцы — атаман Чубенко или тот же Каретников, которые и забрали добычу. Чекистам достались лишь дневник батьки и его личные вещи.

Тем не менее большая игра продолжалась. Экс-махновец чекист Марк Спектор втерся в доверие к Лепетченко, предложив поделить золото и вместе выехать за границу. Иван поверил и поведал большевику, где спрятан еще один ящик с золотом, после этого они выехали в Польшу. Однако золото им, конечно, вывезти не удалось. Коммунисты не могли позволить вывозить за границу ценности даже ради поимки Махно. После было предпринято еще несколько неудачных попыток выйти через Лепетченко на Нестора Махно с целью устранения атамана. Вскоре бывший адъютант вернулся на родину, откуда вел переписку с батькой, в своих письмах постоянно задававшим вопрос: «Ты ничего не хочешь мне сообщить?». В итоге оба умерли в глубокой нищете.

— Как обстоят дела с раскрытием тайны сокровищ сегодня?

 — Попытки найти легендарное золото Махно не прекращаются и сейчас. В 2000 году в интернете появился американский сайт Nestor.com, просуществовавший всего несколько месяцев. На нем проводили набор кандидатов для участия в исследовательской экспедиции в Европу. Добровольцы должны были владеть украинским языком, иметь хорошую физическую подготовку и обладать навыками самообороны. В случае успеха участникам предлагалось солидное финансовое вознаграждение.

Организатором этой акции был некто Григорий Федорчук. Вскоре американским журналистам удалось раскопать информацию о таинственном исчезновении 54-летнего бизнесмена с такими же, как у Федорчука, контактными данными. Незадолго до этого он переложил свои финансовые дела на плечи посредников. Также выяснилось, что пропавший являлся внуком Симона Федорчука, украинского эмигранта, активного участника махновского движения. Родственником его жены был один из идеологов анархизма и близкий соратник самого Махно.

Интерес к этой малопонятной истории возник по той причине, что, по некоторым данным, Симон Федорчук имел самое непосредственное отношение к «благополучному испарению» обоза с деньгами и ценностями, отбитого анархистами у Деникина. Позже, обжившись на чужбине, Федорчук часто злоупотреблял спиртным. Время от времени, находясь в пьяном бреду, он утверждал, что Аршинов раскрыл ему точное место, где спрятаны сокровища, и предлагал отправиться в Украину на раскопки. Не исключено, что в 2000 году бравые американцы действительно посетили Приазовье.