Девять дней назад ушла из жизни народная артистка СССР
Ию Саввину похоронили на Новодевичьем кладбище 1 сентября. Ее могила рядом с «последним пристанищем» знаменитой Беллы Ахмадулиной — любимой поэтессы Ии Сергеевны. Актрисе, которую при жизни называли дамой с собачкой, в марте исполнилось 75 лет. Она по- прежнему выходила на сцену родного МХТа имени Чехова, ездила на гастроли, иногда снималась в кино и редко давала интервью. «Я должна умереть в один день со своим ребенком», — часто повторяла Ия Саввина. Ее сыну с рождения был поставлен диагноз болезнь Дауна. «Ни Сережа, ни я не должны пережить друг друга», — говорила актриса. Сергею уже исполнилось 54 года. О смерти матери он узнал через несколько дней после того, как ее не стало. На похоронах его так и не было…
Актриса уже несколько лет была неизлечимо больна. Три года назад Ию Сергеевну прооперировали, вырезав опухоль на спине. Диагноз меланома не предвещал ничего хорошего. Врачи советовали пройти курс химиотерапии, но Саввина отказалась. А в мае нынешнего года у Ии Сергеевны случился инсульт. Медики боролись за ее жизнь и таки победили болезнь. Саввина восстановилась и даже начала репетиции в театре, в спектакле «Он в Аргентине». Но в июле вновь пришла беда: Ия Сергеевна вместе с супругом, актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, и сыном во время поездки в Суздаль попала в автокатастрофу. Причем пострадала только актриса, получив тяжелые травмы грудной клетки. После больницы муж увез Ию Сергеевну на дачу. Любимый дом в маленькой подмосковной деревушке всегда был для Саввиной спасением. Актриса пошла по поправку, даже стала заниматься садом, как внезапно почувствовала сильную слабость. Анатолий Васильев привез супругу домой, в Москву. Оказалось, вновь проснулась старая болезнь, у актрисы начались дикие боли…
Она умерла поздно вечером 27 августа, на руках у супруга, не приходя в сознание. Врачи констатировали у Саввиной кому, им осталось лишь зарегистрировать смерть. Организм актрисы отказался бороться за жизнь…
Сколько себя помнила, Ия Саввина мечтала быть журналисткой. Она и в школе писала в стенгазету, сочинения юной Ии считались одними из лучших в районе. Дочь военнослужащего и медицинского работника не представляла себя актрисой и очень удивилась, когда ей предложили попробовать свои силы в театре МГУ. С Москвой вообще получилась интересная история. Закончив с золотой медалью деревенскую школу, Саввина была уверена в том, что поступит в самый престижный вуз страны. Кто же тогда, если не она?
На факультет журналистики подали заявления 12 медалисток. Собеседование проводил историк русской сатиры Сергей Стыкалин. Саввина читала ему Маяковского и сразила блестящим знанием литературы. Ия была принята одной из первых. Потом признавалась, что долго стеснялась своей провинциальности и любимым местом в Москве избрала… историческую библиотеку.
Своим приходом в кино Саввина обязана Ролану Быкову. Именно он поставил в театре МГУ спектакль «Такая любовь», главную роль в котором и сыграла Ия. Там же ее увидел Алексей Баталов. В это время шли активные поиски героини для картины «Дама с собачкой», и Баталов сразу понял, что актриса найдена. Актер пытался даже флиртовать с Саввиной, но это ему не удалось. Роль Анны Сергеевны принесла будущей актрисе огромный успех, любовь зрителей и признание самой Фаины Раневской. В квартире Саввиной на видном месте висит картина, подаренная великой актрисой, с подписью: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». С карьерой журналистки было покончено навсегда…
Саввина называла свою творческую судьбу счастливой. Чего не скажешь о ее личной жизни. Ия Сергеевна вышла замуж на последнем курсе университета за профессора геологии Всеволода Шестакова. Вскоре у пары родился сын Сергей. У мальчика оказалась болезнь Дауна, врачи предлагали оставить его в роддоме, но актриса сделала все, чтобы дать своему Сереже возможность жить нормально. Он стал художником, играет на пианино, блестяще переводит с английского языка, декламирует наизусть Пушкина и Пастернака. Только Ия Сергеевна знала, каких усилий ей это стоило. Десять лет она прожила в браке с отцом Сергея, потом развелась и вновь обрела семейное счастье с актером Анатолием Васильевым. «Вся моя жизнь — мой сын», — не уставала повторять Ия Сергеевна.
Для своего Сережи Саввина нанимала лучших преподавателей, врачей, а сама работала, не отказываясь ни от каких предложений. В основном из-за Сережи она согласилась принять участие в озвучивании мультфильмов — мальчик считал забавного Винни-Пуха своим другом. Когда Саввиной предложили поработать над серией о смешном медвежонке, актриса решила, что это судьба.
— Мы познакомились с Ией в конце шестидесятых годов, — вспоминает режиссер-мультипликатор Федор Хитрук. — Я как раз носился с идеей экранизировать книгу Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все…» Собственно, в соавторстве с Борисом мы и написали сценарий. В результате вышло три мультфильма. Так вот, когда мы только начали работу, конечно, встал вопрос о том, кто же будет озвучивать героев.
— Рассказывают, что образ Винни-Пуха без колебаний был отдан Евгению Леонову.
— Он блестяще сыграл этого героя! Нам всем казалось, что Евгений Павлович даже был на Пуха чем-то похож. Да и сам Леонов любил над собой подшутить, мол, я, как Винни-Пух, такой же упитанный. А вот с Пятачком возникли проблемы. Признаться, я и представить себе не мог, что его может озвучить Саввина.
— К тому времени она уже сыграла свои звездные роли в «Даме с собачкой», «Кроткой»…
— И в «Анне Карениной». Все это были глубокие роли, интеллигентнейшие героини, любящие, чувствующие. И тут вдруг — Пятачок! Что вы! Мне и в голову подобное не могло прийти. Сначала мне посоветовали Ию просто как консультанта на мультфильм.
Один из заместителей Ивана Пырьева сказал, что Саввина блестяще знает книгу Заходера и лучшего специалиста мне не найти. Ия действительно могла ее цитировать с любого места. Она вообще была уникально начитанной женщиной, бесконечно любящей литературу. Читала Пастернака, Цветаеву, Маяковского… Помню, Ия пришла на студию — хрупкая девушка с тихим, приятным голосом — и как-то сразу привлекла внимание всей творческой группы. Я дал ей почитать сценарий, сказав, что мы никак не можем определиться с актером, который бы озвучил Пятачка. И неожиданно для самого себя предложил сделать это ей. «Мне?! — Ия была страшно удивлена. — Надо подумать…» Прошло ровно два дня, и Саввина позвонила мне сама. Сказала лишь: «Я готова».
— Не представляю даже себе Пятачка, который бы говорил не ее тоненьким голосочком…
— А вы поняли, что это голос Беллы Ахмадулиной? Да-да! Это была находка самой Ии. Когда актриса унесла домой сценарий, желая поразмыслить над образом своего героя, ей и пришла в голову такая идея. Ия всегда говорила, что она обожает Беллу. Особенно ей нравилась Ахмадулина в картине «Живет такой парень». Манеру Беллы говорить тоненьким голоском, растягивая слова, выбрала для героя Ия. Когда я услышал впервые, как звучит с экрана голос Саввиной, мне не понравилось. Пришлось прибегнуть к небольшой хитрости — слегка ускорить запись, от чего голос получился выше на один тон. Это было стопроцентное попадание! Так и родились голоса Винни-Пуха и Пятачка.
*
— С Ией Сергеевной было легко работать?
— Как к любому актеру, к ней нужен был подход. Ия была всегда очень сосредоточена и, знаете, как-то не по-актерски серьезна. Ведь у Саввиной не было профессионального актерского образования, она «брала» всех своей натуральностью, естественностью. Если Ие что-то не нравилось, она тут же об этом говорила. Не любила играть в какие-то закулисные игры. Впрочем, они с Леоновым составляли прекрасный дуэт. Оба становились перед микрофоном и, казалось, не проговаривали, а проживали своих героев. Леонов стоял очень сосредоточенный и все повторял: «Куда идем мы с Пятачком…» А Ия тут же подхватывала высоким голоском: «Большой-большой секрет…»
— Белла Ахмадулина не обиделась на Пятачка?
— По-моему, ей даже понравилось. Ия говорила, что как-то Ахмадулина ей позвонила и сказала: «Спасибо, что вы подложили мне не свинью, а прелестного поросенка». И, правда, на что тут обижаться? Этот мультик обожали все.
— Саввина была признательна вам за свой успех?
— Помню, как-то она поблагодарила меня за то, что сделал ее… поросенком. К сожалению, после работы над тремя частями мультфильма о Винни-Пухе мы больше не встречались. По крайней мере, по делу. Иногда виделись с Ией на всевозможных концертах или вечерах в ее родном театре. Помню, пришел поздравлять ее с очередным юбилеем. Ия была такая красивая, в нарядном платье, но с каким-то усталым взглядом. Впрочем, жизнь у нее была непростая. Счастливая и трагичная одновременно…