Історія сучасності

Кинорежиссер Владимир Краснопольский: «Петр Вельяминов угодил на Лубянку из-за не вовремя рассказанного анекдота»

0:00 — 17 червня 2010 eye 1331

Год назад умер известный советский актер

Петр Вельяминов сыграл множество самых разных судеб в любимых нами картинах «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», «Пираты ХХ века», «Командир счастливой «Щуки», «Сладкая женщина»… Но и его собственная жизнь могла бы стать сюжетом для увлекательного фильма. Будучи 16-летним юношей, Вельяминов был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и приговорен к десяти годам исправительных работ. Когда Петр узнал, что вслед за ним арестованы и его родители, пытался вскрыть себе вены. К счастью, юношу удалось спасти. В лагерном лазарете его выходила главврач, по счастливой случайности оказавшаяся матерью одноклассницы Вельяминова. Тогда взрослый парень весил 47 килограммов. После выхода на свободу понадобилось еще долгих восемнадцать лет, чтобы судьба свела Петра Сергеевича с режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским, съемки у которых в одночасье сделали его знаменитым.

«Вельяминов отказывался сниматься, говорил: «Роль председателя очень сложная, мне никогда с ней не справиться»

- Владимир Аркадьевич, именно вы открыли 45-летнего актера Петра Вельяминова.

- Это классическая история о том, какую роль в кино и в жизни может сыграть случай. После выхода на экраны фильма «Неподсуден» мы с моим постоянным соавтором, режиссером Валерием Усковым, поехали в Свердловск. Там написали сценарий картины «Тени исчезают в полдень», с которым и запустились на «Мосфильме». Это было летом 1970 года. Александр Соколов, директор Свердловского драматического театра, пригласил нас на премьеру спектакля «Кандидат партии» по пьесе Александра Крона. Очень просил, чтобы мы пришли. Ожидалась комиссия из министерства культуры, и мы нужны были ему в качестве группы поддержки.

Но буквально за два дня до премьеры Соколов позвонил в панике — исполнитель главной роли упал и сломал ногу. Врачи сказали, что в течение четырех месяцев он не сможет ходить. «Что делать?!» — в ужасе спрашивал Александр. Я ему посоветовал поискать актера, который играет эту же роль в другом театре. Оказалось, такой спектакль идет в Перми — в четырехстах километрах от Свердловска. Тамошнего актера и пригласили сыграть премьеру. Это был Петр Вельяминов.

Сами понимаете, о чем была пьеса, посвященная съезду партии. Чем дольше мы ее смотрели, тем больше нам хотелось если не взорваться, то хотя бы встать и уйти. От этого нас удерживал один актер — исполнитель главной роли. Он так достоверно переживал на сцене всю эту муть, что его невольно становилось жалко — человек действительно попал в сложную ситуацию. В общем, мы настолько прониклись его игрой, что в антракте зашли за кулисы, чтобы познакомиться. И сразу же предложили ему главную роль в нашей новой картине. Он опешил: «Да вы что?! Я же никогда перед камерой не стоял! И вообще, я из заключения».

На следующий день мы прислали ему сценарий. Поскольку планировали снимать семь серий, текста было очень много, но Петр Сергеевич прочел его за одну ночь. Тем не менее продолжал отказываться: «Роль председателя колхоза очень сложная, мне никогда с ней не справиться!» Мы его убедили, сказав, что в кино, в отличие от театра, чрезвычайно важна человечность, а именно ее он продемонстрировал на сцене. И вызвали Петра на пробы, где он должен был показаться с уже утвержденными актерами Борисом Новиковым, Галиной Польских, Сергеем Яковлевым. Представляете, как он волновался? Вельяминов великолепно сыграл простого русского мужика, несмотря на то, что, как потом оказалось, по происхождению был дворянином. Когда я последний раз был у него в гостях в Ленинграде, он показывал мне отреставрированные портреты своих предков. Один из них генерал, отличился в Бородинской битве, другой был героем Крымской войны.

- Как кинематографическое начальство отнеслось к кандидатуре Вельяминова?

- И «Мосфильм», и телевидение (проект был телевизионным) буквально встали на дыбы: как можно доверять главную роль никому не известному актеру?! Дошло до того, что мы с Усковым сказали: «Раз так, ищите других режиссеров!» Но тут нас поддержал автор романа «Тени исчезают в полдень» Анатолий Иванов. Он требовал, чтобы снимали только мы, в противном случае пригрозил отдать сценарий на другую студию. Начальство неохотно согласилось, но взяло с нас расписку: если после первого показа отснятого материала Вельяминов телевизионным боссам не понравится, мы должны будем из своего кармана возместить все постановочные расходы.

- Выходит, вы серьезно рисковали?

- Мы были настолько уверены в Вельяминове, что знали: нам платить не придется. Так и получилось. После просмотра с нас не только ничего не сняли, но и сделали надбавку к зарплате за то, что так хорошо прочувствовали образ Захара Большакова. Отснятый материал (а снимали мы долго) приезжали смотреть другие режиссеры. Не успел Петр сыграть у нас, как Борис Волчек взял его в свою картину «Командир счастливой «Щуки». А потом его дочь Галя Волчек пригласила в труппу «Современника». Затем Вельяминов работал в Ленинграде, в Театре комедии имени Акимова. Получил звание заслуженного актера, стал народным. В общем, наша картина дала толчок, а дальше благодаря таланту карьера артиста развивалась стремительно.

Судьба будто старалась возместить ему обиды и потери, которые нанесла в начале жизненного пути. Премьера «Теней» открыла перед ним мир, мы добились, чтобы ему разрешали выезжать за границу, хотя поначалу из-за судимости для него была закрыта и Москва. Смерть Вельяминова — большая потеря для нашего кино. Несмотря на возраст, для него и сейчас нашлось бы множество ролей — он прекрасно смотрелся бы в образах благообразных отцов. Я уже не говорю о том, что осиротели все его друзья, которых было очень много. Петр Сергеевич замечательно рассказывал анекдоты! Он очень любил их, хотя когда-то из-за не вовремя рассказанного анекдота и угодил на Лубянку. Все они были, как сейчас говорят, на грани фола.

Валерий Усков: «Со всего Союза актеру приходили письма: «Москва. Захару Большакову», в которых люди изливали душу и спрашивали совета»

- Это редкий в искусстве случай, когда человеческие качества актера и его персонажей совпадают, — включается в разговор Валерий Усков.  — Петя играл людей душевных, добрых, скромных, внимательных к окружающим, с уникальным чувством юмора. Таким же был в жизни и он сам. Вельяминов был великолепным рассказчиком, мог зацепить аудиторию и долго удерживать ее внимание, причем не только на сцене, но и в жизни. Недаром со всего Союза ему приходили письма: «Москва. Захару Большакову», в которых люди не просили автограф или фотографию, а изливали душу и спрашивали совета.

- Петр Сергеевич что-нибудь рассказывал о годах, проведенных в заключении?

- Он не любил говорить на эту тему, но и не держал зла на власть за то, что она так с ним поступила, не горел желанием сводить с кем-либо счеты. Говорил, что зона не сломила его, а закалила. К тому же и там было не только плохое. Именно в заключении он встретил хороших и талантливых людей, которые помогли ему найти свое призвание и сделать первые шаги на сцене.

- Вы с Владимиром Краснопольским сняли Вельяминова в трех картинах.

- В «Ермаке» он сыграл божьего человека Милентия, и в его устах проповеди звучали потрясающе убедительно. А в «Вечном зове» Пете досталась роль секретаря райкома партии Поликарпа Кружилина. Нет ничего более скучного, чем играть партийного функционера, роли эти, как правило, провальные. Но у Вельяминова Кружилин получился не ходячим манекеном, а живым человеком.

Актриса Элеонора Шашкова: «Петр Сергеевич познакомил меня со своим отцом — бывшим царским офицером»

 — Мы с Петечкой дружили всю жизнь, а познакомились во время работы над картиной «Тени исчезают в полдень», — вспоминает Элеонора Петровна.  — Жили во время съемок в избах крестьян. Петра Сергеевича, который снимался впервые в жизни, поселили с замечательным актером Анатолием Соловьевым. Он опытный киношник, ездил со своей плиточкой и сковородочкой и сам готовил всякие вкусности. Колхоз, где снимали фильм, был миллионером. Там было много овощей, да и председатель очень хорошо к нам относился, одаривал продуктами.

Петр Сергеевич рассказывал, как по молодости и по глупости получил срок. Находясь в заключении, читал своим сокамерникам книги, разыгрывал для них театральные сценки. Настолько покорил заключенных своим мастерством, что они написали коллективное письмо с просьбой разрешить ему играть в местном театре. Много было переговорено долгими вечерами, картина-то снималась несколько лет. После съемок я пригласила Петра Сергеевича к нам домой, он подружился с моим мужем. Мать Петра Сергеевича я не застала, она к тому времени уже умерла, а с отцом, бывшим царским офицером, была знакома. Это был подтянутый, интеллигентный человек — настоящий аристократ, недаром же Вельяминовы относятся к старинному дворянскому роду.

- Как сложилась личная жизнь Петра Сергеевича?

- Петечка трижды был женат до того, как в Ленинграде встретил Танечку — свою последнюю любовь, которая больше чем на тридцать лет моложе его. Она работала диспетчером на стройке, потом перешла в банк. Затем полностью посвятила свою жизнь Петру Сергеевичу, заботилась о нем. От предыдущих браков у него есть трое детей: две дочери и сын. Старшая Катя стала актрисой Омского театра юного зрителя. Сын Сергей тоже получил театральное образование, но потом ушел из актерской профессии, занялся бизнесом. У Сергея уже и внук есть — правнук Петра Сергеевича. О третьей дочери Ирине Петя не любил говорить, слишком больно это было для него. Даже в газетах писали о том, что Ирина в состоянии аффекта чуть не убила свою дочь и пыталась покончить с собой.

Несмотря ни на что Вельяминов очень любил своих детей, волновался за них, тяжело переживал разводы. Но и без любви жить не мог, поэтому расставался с женщиной, когда любовь уходила. Он хотел конец жизни прожить с любимым человеком, и это ему удалось.

- В последние годы вы часто встречались?

- С тех пор как он перебрался в Ленинград, к сожалению, нет. От Москвы это, конечно, недалеко, но просто так ведь не поедешь. Помню, когда я приехала к нему на семидесятилетие, поздравила его от имени актеров Москвы. Большое впечатление на меня произвели тогда две его кошки. Одна, когда я вошла, подошла и начала ластиться. Я ее погладила, а Петр Сергеевич говорит: «Не надо, во второй раз она может на тебя кинуться и цапнуть». В последнее время он помогал кошачьему приюту, который находится где-то под Ленинградом. Это был человек необыкновенной души, доброты и мудрости. Всегда старался помогать другим и почти не думал о себе, поэтому, наверное, так болел в конце жизни.