Україна

«Когда мы впервые приехали сюда, дети в санатории буквально голодали. Бывало, даже кошек ели!»

15:37 — 6 вересня 2011 eye 2178

Почти месяц группа добровольцев из Италии, Германии, Голландии ремонтировала два лечебных корпуса детской здравницы имени профессора А. А. Боброва. Десять лет назад стартовал благотворительный проект «Спасем «Бобровку»

За судьбой этого уникального санатория в Алупке «ФАКТЫ» следят не один год. Были моменты, когда только благодаря вмешательству граждан Германии и нашей газеты удавалось спасти старейший в мире крымский санаторий для детей, больных костным туберкулезом. Ставшая тогда всенародной акция «Спасем «Бобровку», организованная гражданкой Германии Ольгой Изергиной-Леннартц (правнучкой Петра Васильевича Изергина, бывшего долгие годы главврачом санатория), переросла в постоянно действующий благотворительный проект, которому в этом году исполняется десять лет. Тысячам детей помог добрый доктор Изергин, послуживший прототипом Айболита Корнея Чуковского (детский писатель познакомился с врачом, когда привозил в санаторий дочь). Благодаря правнучке Петра Изергина и многим милосердным людям в Германии, а теперь и в других странах Европы сотни украинских детей поправили в санатории свое здоровье. Ведь были периоды, когда гуманитарная помощь, собранная жителями Германии, превышала сумму, выделяемую здравнице государством.

«Наши единственные спонсоры в Украине — севастопольская фирма, которая за свой счет установила и обслуживает в санатории солнечные батареи»

Ольга Изергина-Леннартц родилась в Москве, ее отец — известный писатель Даль Орлов. Но, как признается сама Ольга, все ее детство прошло в «Бобровке». Десять лет назад, когда Ольга познакомилась со своим будущим мужем Ульрихом Леннартцом из Германии, она решила показать ему Крым и, конечно же, «Бобровку». В этом санатории с 1906 по 1936 годы работал главным врачом ее прадед Петр Васильевич Изергин, который сумел сохранить уникальную детскую здравницу в годы революции и Гражданской войны.

 — И каково же было наше удивление, когда вместо санатория мы увидели развалины, — вспоминает Ольга Изергина-Леннартц. — В корпусах текли крыши, были разбиты окна, замыкала электропроводка. В палатах лежали замерзшие и голодные дети. Тогда Улли сказал: «Бобровку» надо спасать!

 — Я вырос в детском доме, у меня не было родителей, и я знаю, что такое мало еды, ухода, внимания, — вступает в разговор Ульрих Леннартц. Ольга переводит слова мужа с немецкого на русский. — Когда мы с Ольгой первый раз приехали сюда, дети здесь в буквальном смысле слова голодали! Нам рассказывали, бывало, что даже кошек ели! Персонал приносил еду из дому, чтобы накормить ребят. Нас это потрясло до глубины души. Поэтому мы сделали фотографии санатория и, приехав домой в Германию, повесили их в колледже города Фирзен, где я работаю. А еще поставили в киоске, что на территории колледжа, банку из-под кофе и табличку: «Пожертвования для детей Украины, больных раком кости». Пришлось написать так, потому что немцы просто не знали о такой болезни, как костный туберкулез. Наши дети сразу же начали бросать в эту банку часть денег, которые родители давали им на завтраки. За три месяца пожертвования учеников и учителей немецкого колледжа составили около двух тысяч евро. Также ребята организовали благотворительный концерт — пригласили участвовать в нем известные группы…

 — Осенью мы вернулись в Алупку с деньгами, — продолжает Ольга Леннартц. — Начали закупать розетки, лампочки, школьные принадлежности. Долго пытались организовать поставку овощей и фруктов для маленьких пациентов. Искали базу, которая бы по договору в течение нескольких месяцев доставляла продукты в «Бобровку». Но все думали, что мы из налоговой инспекции, и отказывались.

— С тех пор вы уже десять лет настоящие ангелы-хранители «Бобровки».

 — В том, что санаторий выжил, определенную роль сыграло и наше знакомство с заместителем мэра города Фирзен Фрицом Маесом. Мы пришли к нему, рассказали о «Бобровке» и попросили помощи. Сотрудничаем до сих пор. У нас появилось много друзей и спонсоров. Хотя еще десять лет назад в Германии мало кто знал об Украине. К проекту присоединилась руководитель немецкой благотворительной организации «Помощь больным лепрой и туберкулезом» Романа Драбик со своим мужем. Благодаря им в «Бобровке» теперь есть стоматологический кабинет и вот эти гидромассажные ванны для принятия водных лечебных процедур, — показывает Ольга. — На собранные в Германии деньги в санатории построили прачечную, оборудовали школу, где учатся дети, которые могут самостоятельно передвигаться. Господин Фриц Маес подсказал нам, что в «Бобровку» можно отправлять из Германии грузовики с гуманитарной помощью. Мы организовали уже семь таких рейсов. «Бобровка» получала в подарок мебель, постельные принадлежности, моющие средства, одежду для детей, игрушки, канцтовары, медицинское оборудование и многое другое. В этом году мы тоже хотели отправить грузовик с детскими ортопедическими кроватями, которые очень нужны пациентам «Бобровки», постельным бельем, подушками, одеялами, стульями, велосипедами. Несмотря на то что в Германии после кризиса сейчас тоже не очень хорошо, люди отзываются, понимая, что помогают больным детям. Но отправить грузовик с гуманитарной помощью мы так и не смогли из-за проблем, неожиданно возникших на таможне. Хотя раньше таможенники никаких препятствий нам не чинили.

Как сообщали «ФАКТЫ» и другие СМИ, ранее на земли и недвижимость санатория имени Боброва неоднократно покушались местные депутаты, различные коммерческие структуры и даже представители церкви. (Бывший мэр Алупки Андрей Харитонов заявлял в прессе, что крымская епархия, получив якобы «для миссионерской деятельности» 30 соток пляжа детской здравницы, передала их в субаренду нескольким частным компаниям, к которым имеет отношение бывший заместитель председателя Службы безопасности Украины Владимир Сацюк.) Но все «земельные» суды здравница выиграла.

— Теперь за будущее «Бобровки» можно не переживать? — спрашиваю у главврача санатория Олега Мартынюка.

 — Земельные проблемы остались, — вздыхает главврач. — Да, суды мы выиграли и направили письма местным депутатам, чтобы они отменили принятые прежним исполкомом решения, касающиеся земли санатория. Но прежние решения сессии до сих пор не отменены, а ведь надо еще отменять и госакты на земельные участки, выделенные прежними «слугами народа». Госакты сегодня находятся на руках у людей.

— Украинские спонсоры по-прежнему не готовы помогать санаторию?

 — С городскими властями Алупки у нас десять лет шла борьба, — признается Ольга Изергина-Леннартц. — Каждый раз, приезжая в «Бобровку», мы ходили к ним, рассказывали о наших планах, касающихся санатория, предлагали сотрудничество. Нам не только не шли навстречу, но еще и начинали отбирать у санатория землю и здания. Доходило до того, что нас с мужем даже пытались подкупить, лишь бы мы перестали «бузить». Здравница существует и поныне благодаря нашей плотной работе с Европейским парламентом, депутаты которого, как только над санаторием нависала какая-то угроза, поднимали общественность, писали письма Президенту Украины и министру здравоохранения. И только в этот наш приезд мы начали взаимодействовать с нынешней властью Алупки. Это первые чиновники, которые пришли в санаторий с мыслью, как ему помочь. Они даже участвовали в субботнике, который мы проводили в «Бобровке», и готовы сотрудничать в разных проектах, которые будут способствовать развитию детской здравницы. Конечно, мы за это им очень благодарны. Отдельное спасибо хочется сказать севастопольской фирме «Systems Ltd». Прошлым летом мы закупили оборудование для солнечных батарей и ветряной электростанции. Узнав историю «Бобровки», сотрудники этой фирмы бесплатно установили и обслуживают сейчас все это оборудование. Теперь благодаря гелиосистеме корпус «Приморский», где лечатся самые маленькие дети, автономно и круглосуточно обеспечен горячей водой и электричеством. Более того, севастопольцы по нашей просьбе на 22 страницах на английском языке сделали план обеспечения всего санатория горячей водой с помощью солнечных батарей. И тоже абсолютно бесплатно. Поэтому, можно сказать, что они — первые серьезные спонсоры «Бобровки», которые появились в Украине за годы нашей здесь работы. Почему бы и другим украинским бизнесменам, меценатам не помочь детям своей страны?!

«Волонтеры работают без перекуров»

— Как вам удалось привезти в санаторий международный строительный отряд?

 — Ребята сами нас нашли, прочитав интернет-страничку благотворительного проекта «Помощь детям «Бобровки», — говорит Ольга. — Международный строительный орден IBO создан голландским священником Веренфридом ван Штраатеном в 1953 году с целью организовать молодежь и студентов для помощи в восстановлении разрушенной после Второй мировой войны Германии. Сегодня IBO собирает международные добровольческие отряды, которые помогают в строительстве и ремонте социально значимых учреждений в разных странах. В Алупку прибыли десять человек — голландцы, немцы, итальянцы. Орден полностью оплатил их проезд, проживание и питание, поэтому санаторию пребывание иностранцев ничего не стоит, а помощь здравница получит существенную. Все необходимые для ремонта двух корпусов строительные материалы приобретены на пожертвования (10 тысяч евро. — Авт.) семьи из немецкого города Динслакен, которая пожелала остаться неизвестной.

Пока волонтеры из международного строительного отряда обедали, мы с Ольгой, Ульрихом и Олегом Мартынюком посмотрели то, что они уже успели сделать.

 — Узнав, кто едет ремонтировать санаторий, заместитель директора по экономике в сердцах махнул рукой: дескать, дело безнадежное, это же студенты, они ничего не умеют, — смеется Ольга. — Ребята всему научились в течение дня. И сейчас, откровенно говоря, работают не хуже профессиональных строителей.

 — Ребята молодцы! — подтверждает прораб Анатолий, который всему учил волонтеров. — Поражает их желание работать, причем бесплатно. (Смеется.) В нашей жизни такое случается, но редко. Никто не ожидал, что они — жители, как у нас говорят, высокоразвитых европейских стран — будут беспрекословно выполнять черную работу. А здесь, она, в принципе, вся черная, чистой нет. Я их сразу спросил: вы когда-нибудь делали такую работу? Они ответили: все бывает когда-то в первый раз. И работают отлично, без традиционных у нас перекуров. Вот, например, чтобы залить раствором пол в этой комнате (показывает довольно внушительных размеров помещение) им надо было перенести 200 мешков цемента, каждый по 50 килограммов!

 — Ребятам тоже полезно получить такой строительный опыт, — говорит Ольга. — Потому что у нас, в Европе, всему учатся по шаблону. А здесь они видят, что можно работать по-другому: надо сделать хорошо из того, что есть.

— Скажите честно, зачем вам надо было ехать в «Бобровку»? — напрямик спрашиваю у волонтеров, которые к тому времени вышли из столовой и собрались под развесистым дубом.

 — Я учусь в университете и мне необходимо проходить практику, — говорит Маша из Германии, единственная из всех, знающая русский язык. — Можно, конечно, это было сделать и дома. Но моя подруга рассказала, что есть такой проект «Помощь детям «Бобровки», и мне это показалось намного интереснее, чем оставаться на практике в Германии.

— Родители не отговаривали от поездки?

 — Наоборот, они очень рады, что мы сюда поехали, — признались ребята.

— Говорят, вы ни от какой работы не отказываетесь, даже от самой тяжелой. Почему? Вас же никто не заставляет?

 — Нас «заставляют» дети, которые здесь лечатся, — говорит Юля из Голландии. — Хочется для них сделать что-то полезное. И потом, ты сразу видишь результаты своего труда: ободрал старые стены, оштукатурил — и уже красиво. Некоторые детишки пытаются нам помогать. Они выучили несколько английских слов, мы общаемся. Работа здесь доставляет удовольствие, для нас это и отпуск тоже.

 — В выходные мы с ребятами путешествуем по Крыму, знакомимся с достопримечательностями, — говорит Ольга Изергина-Леннартц, — и ни один из них ни разу не пропустил экскурсию.

— И что из увиденного поразило вас больше всего? — спрашиваю у волонтеров.

 — Я никогда не забуду мальчика (пациента санатория. — Авт.), которому нельзя вставать, он лежит, привязанный к кровати. В этой кровати он едет к теннисному столу и пытается играть в теннис, — признается Юля.

Пациенты «Бобровки» решили отблагодарить волонтеров концертом художественной самодеятельности. Дети очень стараются репетируя.

 — Наверное, приезд молодых строителей в санаторий принес не меньше пользы ребятишкам, которые здесь лечатся, чем визит, например, Виталия Кличко, — говорит Ульрих Леннартц. — После общения с Виталием у многих маленьких пациентов появилось желание выздороветь, стать сильными, как Кличко. Он рассказал им, что его брат Владимир тоже в детстве болел, но победил свой недуг. Ребята еще долго потом говорили об этом визите. Виталий Кличко обещал приехать еще раз, и не с пустыми руками.

Справка «ФАКТОВ»

Первый в мире, а сегодня единственный в Европе, детский санаторий по лечению активной формы костного туберкулеза у детей был открыт в 1902 году профессором Александром Алексеевичем Бобровым на средства благотворителей. Наравне с простыми жителями Крыма пожертвования сделали писатели Лев Толстой и Максим Горький, представители царской семьи, граф Милютин, многие знаменитые врачи и общественные деятели. Граф Воронцов за символическую плату сдал в бессрочную аренду часть своих земельных владений, где и организовали санаторий. В 1970-е годы здравница расширила свою специализацию. Здесь стали лечить детей с диагнозами остеохондропатия, врожденная патология опорно-двигательной системы. В санатории проходят курс лечения и реабилитации до тысячи детей в год.