Несмотря на повышение акцизов, средняя стоимость горючего существенно не изменилась
Хотя высокопоставленные чиновники не раз заявляли о том, что повышение ставок акцизного сбора не приведет к подорожанию нефтепродуктов, цены все же пошли вверх. Правда, стоимость бензина выросла несущественно и далеко не на всех заправках.
Например, подорожало горючее на АЗС, входящих в группу «Приват». Так, цены на бензин А-92, А-95 и А-95 «Премиум» поднялись на 5 копеек. А стоимость дизельного топлива в этих сетях снизилась на те же 5 копеек. В целом средние цены на горючее значительно не изменились. Сегодня на столичных заправках бензин А-95 продавали по 10 гривен 24 копейки за литр, а дизельное топливо — по 9 гривен 62 копейки.
Напомним, что с 1 сентября ставки акцизного сбора на нефтепродукты существенно повысились. В частности, теперь производители и импортеры платят государству 132 евро за каждую тонну бензина (ранее было 82 евро) и 60 евро за тонну дизельного топлива (прежде — 30 евро). По мнению многих экспертов, розничная стоимость нефтепродуктов может увеличиться на 30-50 копеек, но происходить это будет постепенно, и изменение цен начнется не ранее середины сентября.
В то же время в правительстве считают, что повышение акциза не должно отразиться на розничных ценах.
— Был достаточно длительный период стабильности цен на заправках, — заявил премьер-министр Украины Николай Азаров. — За это время стоимость нефти и поднималась, и падала. Между тем продавцы пропорционально не уменьшили цены на бензин. Поэтому мы сейчас говорим нефтетрейдерам: вы создали определенный запас прочности, так что давайте, уважаемые, держитесь на этих запасах. В ближайшие две-три недели будем внимательно наблюдать за развитием ситуации на рынке и сделаем выводы. Если потребуется, примем соответствующие меры.
Однако даже если правительству сегодня удастся убедить нефтетрейдеров поступиться частью прибыли и не поднимать цены, то вскоре может появиться новый фактор, влияющий на топливный рынок. Во вторник состоялось заседание Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) в рамках расследования относительно импорта нефтепродуктов. Как сообщает портал OilNews, участники заседания пока не приняли окончательного решения, но рассмотрение вопроса продолжается.
Напомним, что еще 24 января 2011 года МКМТ начала специальное расследование ситуации с увеличением объемов импорта нефтепродуктов в Украину. Инициатором стало Министерство энергетики и угольной промышленности, действовавшее по просьбе руководителей отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Конечная цель — введение пошлин на ввоз топлива из-за рубежа. Размер пошлины может составить 130 евро за тонну бензина и 80 евро за тонну дизельного топлива. Стоит отметить, что еще весной против введения пошлины выступили Минэкономразвития, Минфин и Государственная налоговая администрация, предупредив, что новшество приведет к скачку розничных цен на горючее. Да и Николай Азаров заявлял о несвоевременности внедрения данного механизма поддержки украинских НПЗ.
Большинство экспертов уверены, что введение импортных пошлин приведет к существенному подорожанию горючего. Владельцы автомобилей тоже негативно относятся к планам правительства.
— Любое повышение акцизов на топливо или появление импортных пошлин — это не только подорожание горючего, но и увеличение цен на все товары и дополнительный налог для всех нас, — заявил председатель Профсоюза таксистов Украины Василий Попик. — Ведь топливо — основная составляющая стоимости перевозки людей, транспортировки хлеба, муки, сахара и других продуктов. Поэтому Профсоюз таксистов выступает против введения импортных пошлин на горючее.