Україна

Запрет на сотрудничество государства с табачными компаниями может увеличить контрабанду сигарет — эксперты

22:20 — 7 вересня 2011 eye 522

В Украине дорожают сигареты и вводятся новые запреты на их рекламу, но число курильщиков продолжает расти

Четвертого сентября исполнилось ровно пять лет, как Украина ратифицировала Рамочную конвенцию по борьбе против табака. Этот день антитабачные компании называли «часом икс», до которого Украина якобы обязана ввести полный запрет на рекламу сигарет (хотя юристы из авторитетных организаций, в том числе Института государства и права имени Корецкого, были с такой трактовкой положений конвенции абсолютно не согласны). В честь «юбилея» несколько антитабачных организаций (название которых вряд ли что-то скажет обычному украинцу) сообщили о своих успехах в борьбе с курением: цены на сигареты в Украине выросли в три раза, введен запрет (увы, абсолютно не работающий) на курение в общественных местах, почти полностью запрещена реклама табачных изделий. Однако, по сведениям Киевского международного института социологии, все эти меры отнюдь не снизили количество курильщиков, наоборот, в 2010 году оно выросло на 0,5 процента. По данным Госкомстата, в стране увеличивается количество смертей от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Где же результаты борьбы против курения и за здоровый образ жизни? И нужны ли нам еще более жесткие меры?

По словам экспертов, законодательство, ограничивающее рекламу сигарет в Украине, уже и так одно из самых строгих не только в СНГ, но и в Европе. У нас давно запрещена реклама сигарет на биллбордах, телевидении, радио, в газетах. Теперь предлагается убрать информацию о табачных изделиях в местах их продажи, спецвыставки сигарет и рекламу в специзданиях (соответствующий законопроект уже прошел первое чтение). По данным соцопроса международного агентства IFAK, 60 процентов жителей Украины считают, что новые запреты не снизят число курильщиков. К примеру, рекламу в специзданиях, которые распространяются в непрозрачных полиэтиленовых пакетах по спецподписке, вряд ли увидят подростки. Но ее исчезновение станет ударом для журналов и рекламного бизнеса.

Еще больше вопросов вызывает норма законопроекта о запрете сотрудничества государства с табачными компаниями. На практике, считают эксперты, такая мера лишь поможет контрабандистам. Ведь таможня уже не первый год успешно сотрудничает с табачными компаниями по противодействию контрабанде. Разработана специальная система отслеживания товара по штрих-кодам, идет активный мониторинг розничной торговли сигаретами. Новый запрет поставит крест на этих программах.

«Час икс» прошел, но мировое сообщество не предъявляет Украине какие-либо претензии. И это, по словам экспертов, вполне закономерно. Многие страны Евросоюза (например, Германия, Австрия, Чехия), которые присоединились к конвенции раньше Украины, и сегодня разрешают даже те виды рекламы табачных изделий, которые давно запрещены в нашей стране. Скажем, в Германии можно увидеть биллборды с рекламой сигарет. Хотя процент курильщиков в этой стране существенно ниже, чем у нас.