Україна

«Переплывая Черное море, я настолько уставал, что буквально заставлял себя съесть немного сладостей или мяса»

18:04 — 13 вересня 2011 eye 4228

Знаменитый украинский пловец-экстремал Олег Софяник преодолел 200 километров за пять дней

«ФАКТЫ» рассказывали, что 29 августа 47-летний пловец-экстремал из Севастополя Олег Софяник за 36 часов без сна и отдыха преодолел 65 километров, отделяющих Турцию и Кипр. И вот, теперь, после короткой передышки он осуществил свою давнюю мечту — за пять дней переплыл Черное море. «Я впервые провел два столь сложных заплыва практически без перерыва — тем самым хотел продемонстрировать огромные возможности, заложенные в человеке, — говорит Олег. — Изначально планировал стартовать с турецкого берега и финишировать в Крыму, в Балаклаве, но от этой идеи пришлось отказаться, так как нужно было плыть против довольно мощных течений. Поэтому решил, что пойду в обратном направлении — с севера на юг».

«Для полноценного отдыха хватало четырех часов сна»

 — Очень тяжело плыть под палящим солнцем, поэтому я стартовал в семь вечера, — рассказывает о пересечении Черного моря Олег Софяник. — Все пять дней пути находился в воде по двадцать часов, на отдых оставалось четыре, которые я проводил на яхте.

— Что было самым сложным?

 — «Завести» организм: прыгаешь в воду — и часа два втягиваешься в рабочий ритм. Это тяжеловато. Но затем наступает ощущение легкости, гребешь в свое удовольствие. Я выбрал не самый трудоемкий стиль — брасс. Плыть баттерфляем было бы гораздо тяжелее. Поддерживал себя молитвами — они придают сил, уверенности. Когда поднимался на яхту, наваливалась такая усталость, что мне приходилось буквально заставлять себя съесть немного сладостей или постного мяса.

— А что-нибудь ели, находясь в воде?

 — Да, но понемногу. Обильная трапеза исключается, иначе потребуется много сил на усвоение пищи. В этот период организм мобилизуется, переходит в особое состояние, когда ему нужно минимальное количество еды. А вот минеральной воды и чая выпивал примерно по полтора литра каждые два часа, потому что терял большое количество жидкости. Кстати, мне очень понравился турецкий чай, но его нужно уметь правильно заваривать. Если это делать привычным для нас методом, чай получается бледным и невкусным. Оказывается, он должен подвергаться двойной заварке в двух чайниках. Процесс проводится с помощью пара. Словом, целое искусство.

— Неужели хватало четырех часов сна для полноценного отдыха?

 — Вполне. Также я использовал методы аутотренинга, которым увлекаюсь еще с 1990-х годов. Владею техниками, позволяющими за полчаса отдохнуть так, будто ты спал семь-восемь часов. Просыпался без будильника, вставал бодрым, полным сил.

«В молодости я пытался бежать из Советского Союза в Турцию на надувной лодке»

— Как общались с экипажем яхты?

 — Капитан Али Торчан, абхазец по национальности, хорошо владеет русским, — говорит Олег Софяник. — Судно прокладывало маршрут: отплывало метров на 200-ти и останавливалось. Когда я к нему приближался, снова плыло. Если мне нужно было что-либо — вода, еда, — я поднимал руку — таким образом подавал сигнал члену экипажа, дежурившему на корме.

— Защищали тело от солнечных ожогов?

 — Да, пользовался солнцезащитными кремами, но они не очень хорошо помогали. Пока плывешь, ожогов не чувствуешь, но стоит выбраться на яхту, как начинается зуд, болит кожа спины, шеи, лица. Холодный душ позволял несколько ослабить неприятные ощущения. Кстати, в Средиземном море из-за очень высокой солености воды у меня страдали глаза. Отправляясь из Турции на Кипр, я думал обойтись без очков, но через несколько часов их пришлось надеть, чтобы как-то защитить глаза от соли.

— Какое расстояние вы преодолели?

 — Двести километров. Хотелось стартовать в Севастополе, но когда попытался получить все необходимые разрешения, решил, что начну плыть с границы территориальных вод Украины. Из Турции наша команда пришла на яхте в заданную точку. Я стартовал и финишировал на турецком берегу у мыса Керемпе.

Кстати, российский пловец-экстремал тоже планировал подобный заплыв, но передумал из-за сложностей с оформлением разрешений.

— Вам пришлось платить за аренду яхты?

 — К счастью, нет. Хотел использовать яхту «Мрiя» одного энтузиаста из Днепропетровска, но судно в таком состоянии, что я отказался от этой затеи. Украинские яхтсмены, у которых были парусники, соглашались помочь за 300-500 долларов в сутки. Выручили турецкие друзья — они взяли только подарок, который оплатил народный депутат Вадим Колесниченко. Я ничего не зарабатываю на плавании, так что финансовая помощь очень важна.

Для меня этот заплыв имел особое значение. Дело в том, что в молодости я был диссидентом и пытался бежать из Советского Союза в Турцию на надувной лодке. Спрыгнул ночью с круизного теплохода «Молдова», который шел по маршруту Одесса — Батуми. Течение сносило меня к советскому берегу, но я отчаянно греб трое суток, пока мою лодку не увидели с югославского судна и не вызвали пограничников. Меня задержали, но мечта переплыть Черное море осталась. И вот теперь я ее осуществил.