Закончилась работа над полнометражным художественным фильмом о Владимире Высоцком, сценаристом которого стал его сын
Спустя тридцать лет после смерти Владимира Высоцкого кинематографисты таки решились на фильм о знаменитом поэте, актере, певце. Долгих пять лет сын Высоцкого Никита вынашивал сценарий картины и даже сам пробовался на главную роль. Первого декабря нынешнего года в Москве состоится долгожданная премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Никита Высоцкий значится в ней как сценарист. Кто же сыграл его отца, остается загадкой. Продюсеры проекта, среди которых и украинский канал «1+1», говорят, что тайну эту они не раскроют…
— Редкий случай — картина еще не вышла в прокат, но уже обросла огромным количеством слухов и домыслов. Например, никто не может понять, почему премьера не состоялась на годовщину смерти вашего отца в июле нынешнего года. Была перенесена на октябрь, а теперь на первое декабря.
— Это вопрос, на который однозначного ответа не существует. Продюсерам картины все время кажется, что она еще не готова. Бывало, некоторые сцены мы переснимали по несколько раз. Причем через достаточно большие промежутки времени. Долго искали места для натуры, актеров на второстепенные роли. Я уже не говорю о главном герое — Владимире Высоцком. В конце концов, собравшись однажды всей съемочной командой, окончательно решили день премьеры перенести на первое декабря. Изменений больше не будет.
— Еще о слухах. Зрители мучаются догадками, так кто же сыграл Владимира Высоцкого: Сергей Безруков или Владимир Вдовиченков?
— Мы и в титрах фамилию актера указывать не будем. Чтобы не возникало соблазна у зрителя, что называется, «найти десять отличий». Даже актер, который сыграл Высоцкого, согласился, что не стоит объявлять его имя. Картина называется «Высоцкий. Спасибо, что живой», и пусть люди, глядя на экран, останутся наедине с образом отца, не гадая, кто его сыграл. Это тот случай, когда работу по созданию образа нужно не выпячивать, а сделать так, чтобы она не обращала на себя внимание.
— Вы связали съемочную группу серьезным контрактом?
— Скорее, честным словом. Понятно, мы не посадим болтуна за решетку. Но… видите, пока никто не говорит. Уверяю вас, глядя на экран, узнать кого-то, кроме Высоцкого Владимира Семеновича, в этом образе будет невозможно. Приходите хоть с лупой…
— Картина снималась очень долго.
— Терпимо долго. Мы работали пять лет. Писали сценарий, собирали актеров, группу, искали натуру. Сами съемки заняли чуть больше ста смен. Для художественного фильма это очень много. Конечно, огромное количество времени ушло на грим.
— Говорят, актеру, игравшему вашего отца, пришлось ходить в маске — точному слепку с посмертной маски Высоцкого.
— А вы попробуйте сделать подобную маску, да хоть компьютерную 3D модель! Это невозможно. Маска может передать сходство, но это будет манекен. А человек должен жить, смеяться, грустить, страдать. Если бы можно было сделать маску, все было бы слишком просто. Мы использовали технику, в которой никто до нас не работал.
Случай с Высоцким особый. Его образ — это Жеглов, Брусенцов, Гамлет. Вместе с голосом, мифом, который витал вокруг отца и при жизни. Без хотя бы одной из этих составляющих будет уже не Высоцкий.
— Кстати, кто озвучивал главного героя?
— Мы работаем над этим. Возможно, попробую я. Сейчас современные технологии позволяют многое, но зрители должны поверить. Иначе пропадет ощущение чуда от кино. Когда я был маленьким, мы жили небогато, и на Новый год часть игрушек на елке заменяли мандарины. Помню, я подходил и втихаря снимал мандарины с елки. Затем съедал под подушкой. Однажды взял здоровый мандарин, почти как апельсин, залез с ним под подушку, раздеребанил его — ам, а он ватный! Понимаете? Не всегда следует знать все на вкус. Главное — увидеть результат.
*Никита Высоцкий похож на своего знаменитого отца, хотя выше ростом и крупнее
— Значит, вы изначально и не искали похожего на Высоцкого актера?
— Нет, мы планировали. Были разные варианты, пробовали нескольких очень известных актеров. Иногда в первой сцене играл один актер, в следующей — другой. Было много звезд. Но это не Высоцкий. Кстати, с самого начала появилась идея, что картину о Владимире Семеновиче должен снять его современник. Мы обратились к Александру Митте, поскольку они дружили, жили в одном доме, Александр Наумович снимал отца. Митта многое сделал для сценария в процессе подготовки фильма, но снимать не стал. Сказал, что сделал бы кино для 70-80-х годов. А сейчас другое время, технологии, в которых он ничего не понимает. Мы предложили сотрудничество Станиславу Говорухину. Но он тоже не взялся. Тогда пригласили молодую команду, делавшую «Бумер». Под них меняли и сценарий. У ребят жесткие, американизированные, требования. Результат меня впечатлил.
— А Марина Влади есть в фильме?
— На заре проекта Марина не захотела, чтобы кто-то ее играл. Вообще, не пожелала участвовать в съемках. Совсем без нее обойтись не получилось, это было бы довольно странно. Марина в кадре не появляется, но как бы присутствует в картине. Честно говоря, мне как сценаристу работа далась непросто. Я ведь не профессионал высокого уровня. Знаете, продюсеры давили меня, как тюбик с пастой. Вроде бы нет там ничего, но если закрутить, да ногой еще надавить, что-то и окажется. Потом можно разрезать тюбик и выскоблить содержимое. В этом смысле картина кровью писана, моими нервами. Хотя в первую очередь это продюсерский проект людей, снявших фильмы «Дозор», «Турецкий гамбит», «Ирония судьбы-2», «Адмиралъ»… Я просто участвовал в общей работе. Иногда был на передовых рубежах, а бывало, и снаряды подносил…
— Сюжет картины — пять последних дней жизни Высоцкого.
— Это просто пять дней из его жизни. Когда все уже было крайне обострено и должно было чем-то разрешиться, взорваться. Историю, которая и стала фильмом, мне рассказал Сева Абдулов, отцовский товарищ. Это произошло уже после смерти папы, на 9 дней. И я с этой историей жил все эти годы. Она стала решающей в изменении моего восприятия жизни. Мне было всего 16, но я стал другим человеком. Повзрослел мгновенно.
— Помните последнюю встречу с папой?
— Бабушка, мама отца, решила привезти меня к папе. Ему было плохо, чудовищно тяжелый период в жизни, он умирал. И бабушка решила как-то его ободрить, сделать такой семейный вечер. Мы сидели у отца, смотрели телевизор, папа в основном молчал. Тогда я видел его последний раз… Знаете, было ощущение того, что это конец. А ведь мне исполнилось всего 16 лет. Роста я был такого же, как сейчас. Но, конечно, абсолютно не готов к тому, что папы не станет. Было понятно, что отец умирает, но мы все отказывались в это верить! Не только я или мама. Родители папы, самые близкие люди, врачи. Все не верили очевидному. Понимали, что приходит смерть, но ничего не делали. Даже не госпитализировали его. Иногда мы отказываемся верить в плохое…
— Папа чувствовал приближение конца?
— Конечно. Для этого не нужно ничьих воспоминаний, все можно почитать в его последних стихах. За несколько месяцев до смерти он пишет:
Жизнь — алфавит, я — где-то
Уже в «цэ», «че», «ша», «ще»,
Уйду я в это лето
В малиновом плаще.
Попридержусь рукою я
(Чуть-чуть) за букву «я»,
В конце побеспокою я, -
Сжимаю руку я.
Это человек про себя написал! И там же, «часы тихонько тикали, сюсюкали «сю-сю», вы втихаря хихикали, а я давно вовсю». Он знал о себе все… Но в этом не было тоски обреченного. Более того, он планировал жизнь. У него был билет в Париж на 28 июля (день его похорон). Папа собирался лечиться, работать, снимать кино. При этом прекрасно понимал, что жизнь его может оборваться в любую секунду. Он сам себе назначил срок: «Уйду я в это лето в малиновом плаще».
— Признайтесь, сейчас или позже, но все равно сняли бы фильм про отца?
— Пришло время это сделать! Просто я оказался в эпицентре — директор музея Высоцкого его сын. Но это произошло бы и без меня. Идея принадлежит Константину Эрнсту, а воплощение продюсерской компании — дирекции кино. И я рад, что принимал в проекте участие. Очень своевременное кино. Не жду, что меня зацелуют после премьеры, но на сильную реакцию рассчитываю.
— Мне кажется, будь вы не такой «крупненький», и сами могли бы сыграть Владимира Высоцкого?
— Наверное, при определенном стечении обстоятельств… Более того, появилась такая идея, и мы готовы были с ней запускаться. Я считаю себя неплохим актером, готовился, пробовался, подобрали партнеров. Попробовали несколько способов съемок, чтобы мой рост не вылезал, я начал осваивать семиструнную гитару. Но получалась совершенно чужая история.
Это был бы авторский проект с 30 копиями, который показали бы по кабельному телевидению… Про Высоцкого такого делать нельзя. Надо было вот так жахнуть: полторы тысячи копий! Чтобы русскоязычный мир содрогнулся. Поверьте, так и будет…