Україна

Львовский судья-взяточник Игорь Зварич приговорен к 10 годам тюрьмы с конфискацией имущества

7:37 — 21 вересня 2011 eye 4321

Для того чтобы перечислить весь список взяток на общую сумму 963 тысячи гривни, полученных бывшим судьей в течение года, Оболонскому суду столицы понадобилось 12 часов

Вчера в Оболонском суде столицы огласили приговор бывшему председателю Львовского апелляционного административного суда Игорю Зваричу, а также его подчиненному, судье того же суда Вячеславу Любашевскому. На чтение документа ушло двенадцать часов, полтора рабочих дня. Трое судей по очереди читали приговор, делая лишь технические пятиминутные перерывы. Все это время публика в зале суда под строгим надзором помощника судьи провела стоя. Выслушав вердикт — десять лет лишения свободы, судья-»колядник» заметно осунулся. Его коллега Вячеслав Любашевский (до нынешнего времени находившийся на подписке о невыезде и сидевший не в клетке, а на скамье рядом с адвокатами) получил пять лет заключения и вовсе пал духом.

Версию о похищении, призванную обмануть следствие, Игорь Зварич придумал вместе с… коллегой-судьей, женой и сыном

Оболонский суд столицы признал Игоря Зварича виновным по трем статьям уголовного кодекса — в получении взяток в крупном размере, вмешательстве в деятельность других судей и заведомо неправдивом сообщении в правоохранительные органы.

Напомним читателям, что скандал вспыхнул в декабре 2008 года, когда Генпрокуратура по материалам, собранным Службой безопасности Украины, возбудила уголовное дело против судьи Игоря Зварича за получение взятки в размере 100 тысяч долларов. В служебных кабинетах и квартирах семи судей Львовского апелляционного админсуда были проведены обыски, во время которых сотрудники ГПУ и СБУ изъяли один миллион долларов и два миллиона гривен. Сам судья, естественно, все отрицал. Он тут же созвал пресс-конференцию, где пояснил журналистам: «В июне суд переезжал из одного помещения в другое. И есть такой обычай, когда поселяешься в новый дом, засевать копейками. Кто копейками, кто гривнями, кто долларами. В первом мешке были копейки, по одной гривне, по доллару, по евро». На насмешливые улыбки присутствующих он воскликнул: «Прошу не смейтесь, это действительно так!» Кроме того, он пояснил, что найденные у него дома деньги предназначены для ремонта квартиры — мол, 1,9 миллиона гривен одолжил у друзей.

Сразу после начала расследования судья, сославшись на плохое самочувствие, лег на обследование в частную клинику. А 12 декабря, когда Совет судей Украины освободил Зварича от должности председателя Львовского апелляционного административного суда за нарушение судейской присяги, судья-»колядник»… исчез из медицинского учреждения, оставив на прикроватной тумбочке записку: «Нет больше сил переносить надругательства, которые еще до судебного разбирательства исходят из уст высоких чиновников, из телевизора, из газет. Уже решили, что я взяточник и злодей. А на что суд? Извините меня, мои любимые и близкие. Сынок, береги маму и сестричку!» Беспрепятственно покинуть больницу Зваричу позволила судейская неприкосновенность.

После того как Верховная Рада дала санкцию на арест судьи, Игоря Зварича объявили в розыск. Многие думали, что судья-взяточник (возможно, имеющий крупные счета в иностранных банках), давно сбежал за границу. Задержать его удалось лишь 9 марта 2009 года на чердаке собственного дома. Где он прятался в течение этого времени, следствию установить не удалось.

 — Нам было известно, что подозреваемый действительно искал поддержки и защиты у высокопоставленных должностных лиц в Киеве, — рассказал «ФАКТАМ» один из членов следственно-оперативной группы Генеральной прокуратуры. — Но, поняв, что особо на них рассчитывать не приходится, вернулся во Львов. За его домом на улице Тарнавского, как и другими объектами, где мог появиться беглец, постоянно велось наружное наблюдение. И когда выяснилось, что Зварич находится внутри здания, был разработан план, как его оттуда достать. Сымитировали небольшое возгорание, по вызову приехал пожарный автомобиль, развернул раздвижную лестницу, по которой «альфовцы» под видом пожарных взобрались наверх. В квартире, а это огромные двухъярусные апартаменты, Зварича не обнаружили. Судья прятался на мансарде-чердаке, куда ведет ход из квартиры, за вешалкой. Когда один из «альфовцев» отодвинул одежду и увидел Зварича, тот растерянно вымолвил: «Добрый вечер». А потом, рванувшись, чуть не выпрыгнул с крыши.

После задержания Зварича в СМИ обсуждалась версия о том, что соскучившийся по семье мужчина приехал домой, чтобы поздравить тещу и жену с женским праздником. Однако в ходе следствия выяснилось, что это было не совсем так. Потеряв надежду на помощь высоких покровителей, экс-судья решил сдаться сам. Но, чтобы не усугублять свою вину укрывательством от следствия, Зварич, предварительно проконсультировавшись с одним из своих коллег и заручившись поддержкой жены и сына, выдвинул версию о своем похищении: «Ко мне в больницу пришел хороший знакомый, утверждавший, что мне грозит смертельная опасность, предложил помощь. Но когда вечером я вышел из больницы, на меня набросились шесть или восемь человек, связали и увезли. Меня держали в наручниках, били, вывозили в лес, волочили связанного головой по снегу. Три раза привозили в разные места, постоянно угрожали и требовали три миллиона долларов. После того как я согласился по их требованию написать записку жене, чтобы она отдала им деньги, меня 8 марта выбросили связанным за городом. Дома я появился около 12 часов ночи. Девятого марта нынешнего года я хотел написать заявление в прокуратуру о моем похищении, но был выходной».

При аресте бывший судья предъявил оперативникам следы побоев. Тщательная проверка, однако, установила, что заявитель пытается ввести следствие в заблуждение. (Интересно, кто тогда «ставил» на тело обвиняемого синяки и кровоподтеки? — Авт.) Таким образом Игорь Зварич заработал себе дополнительную статью — заведомо неправдивое сообщение следствию о тяжких преступлениях (похищение, удержание в заложниках, вымогательство, угроза убийством), что карается сроком до пяти лет лишения свободы.

Взятка в 100 тысяч долларов давалась красиво — в кабинете губернатора, под кофе с коньячком

Суд установил, что в карман судьи Зварича «за помощь в решении проблем» перекочевывали немалые суммы. Например, за помощь в выделении солидного участка земли для строительства чулочной фабрики он получил 20 тысяч долларов, за разрешение имущественного спора между мелкими субъектами хозяйственной деятельности — 5 тысяч долларов. Брал деньги и с подчиненных. По словам коллеги-подельника Вячеслава Любашевского, председатель Львовского апелляционного суда, пользуясь служебным положением, постоянно контролировал его дела и приказывал брать мзду за нужные решения. Так, сам Любашевский получил от должностных лиц ОАО «Львовоблэнерго» и ОАО «Тернопольоблэнерго» соответственно 15 и 5 тысяч долларов в обмен на обещание решить судебный спор в интересах этих предприятий, а позже передал эти суммы председателю.

Осторожный председатель суда старался избегать незаконных решений. Зварич брал с просителей суммы за то, чтобы процесс не затягивался, чтобы споры справедливо рассматривались по сути. Как-то, правда, предложил одному из адвокатов, постоянно работавшему в суде, принести 100 тысяч гривен на смену паркета в здании. Тот, надеясь на «теплые отношения» с председателем, согласился. Деньги в карман Зварича текли рекой: просители являлись в его служебный кабинет с конвертами, с завернутыми в газету толстенькими пачками и целыми кейсами долларов. Из приговора стало известно, что в период с 2007 по 2008 год Зварич, находясь на должности судьи и председателя суда, получил взяток в общей сложности на 963 тысячи гривен.

На допросах в Генеральной прокуратуре Игорь Зварич категорически отвергал обвинения во взяточничестве. Мол, не брал ни копейки! Максимальный подарок, полученный им когда-либо, — бутылка коньяка, тут же распитая с посетителем. В начале следствия бедный мздоимец даже не знал, что в течение нескольких последних месяцев его деятельности в должности председателя суда в его кабинете были установлены видеокамеры Службы безопасности, фиксирующие визиты посетителей. Во время их просмотра Зварич так и не смог объяснить, что за свертки гости кладут ему в карман или ящик стола, что именно он лично с энтузиазмом вынимает из раскрытой женской сумочки…

Читателю, наверное, интересно будет узнать, каким же образом уважаемый в городе 49-летний юрист, более двадцати лет отдавший судейской системе, попал под подозрение. Элементарно — зарвался. Потребовал от директора коммерческого предприятия «Олияр» за нужное решение по выделению земельных паев аж 100 тысяч долларов. «Клиент» был согласен. Взятка — черный полиэтиленовый пакет, набитый долларами, — передавалась красиво, за кофе и коньяком, прямо в кабинете… занимавшего в то время должность губернатора Львовской области Петра Олийныка (ныне покойного). Каково же было удивление просителя, когда в назначенный срок суд принял противоположное решение: землю не выдавать! Директор «Олияра» сначала пожаловался губернатору, потом отправился с гневным визитом к Зваричу. Но тот вернуть деньги отказался, сделав вид, что не в курсе, о чем речь. Вот тогда, обидевшись, клиент прямым ходом отправился в СБУ…

За время следствия Зварич всячески пытался привлечь внимание к своей персоне разнообразными протестами. То вдруг объявил голодовку, продолжавшуюся более двух месяцев, и похудел на двадцать килограммов. Разговелся только на Пасху — съел крашеные яйца и… страницы документов, вырванные из тома уголовного дела во время его изучения. Но это ему не помогло.

На суде Игорь Зварич отказался от «клоунских» шоу. Подошел к делу более серьезно: завалил суд многостраничными ходатайствами, требовал отставки судьи и Генерального прокурора. Когда суд ответил отказом, он начал давать подробные показания, в которых также категорически отказался от предъявленных ему обвинений. На суде Игорь Зварич заявил, что стал жертвой политических интриг и исход его дела был предрешен в высоких кабинетах.

Судья Любашевский от показаний отказался вовсе, заявив, что сказанное им на следствии — результат морального насилия и угроз со стороны следователей Генеральной прокуратуры.

После оглашения приговора осужденные отказались от общения с журналистами. Жена и сын Зварича, вместе с прочей публикой отстоявшие во время чтения приговора в зале суда, украдкой смахивали слезы. Нет сомнения, что адвокаты осужденных будут подавать апелляции на решение суда.