Торжества обошлись государственной казне в 2 миллиона 600 тысяч долларов, но король Карл XVI Густав пообещал возместить половину этой суммы
В минувшие выходные в Стокгольме прошли свадебные торжества, которые знатоки светских мероприятий назвали уже самым пышным бракосочетанием со времен венчания принца Уэльского Чарльза и Дианы. В субботу шведская кронпринцесса Виктория вышла замуж за своего бывшего тренера по фитнесу Даниэля Вестлинга. На празднование были приглашены более 1200 человек, в основном члены аристократических семей из разных стран. В массовых гуляниях приняли участие полмиллиона шведов.
Это была первая королевская свадьба в Швеции с 1976 года. Ровно 34 года назад, 19 июня, в том же самом соборе обвенчались король Карл XVI Густав и переводчица Сильвия. Безусловно, король хотел, чтобы его дочь была довольна. А ведь начиналось все далеко не так идиллически. Виктория и Даниэль познакомились в 2002 году. Принцесса сразу влюбилась в нового тренера. У Вестлинга был свой спортивный зал. Дела шли неплохо, однако молодой человек понятия не имел о хороших манерах. Король был категорически против того, чтобы его наследница встречалась с такой «деревенщиной». Но Виктория гнула свою линию. И отец сдался. Тогда для Даниэля наняли репетиторов, которые за несколько лет превратили «лягушку» в принца. Его не только научили носить фрак и пользоваться столовыми приборами, но теперь сын почтовой служащей может похвастаться знанием нескольких иностранных языков.
Все это потребовалось для того, чтобы не только родители, но и подданные приняли будущего мужа наследницы престола. Ведь Виктория — первая кронпринцесса в истории Швеции, которая вышла замуж за человека незнатного происхождения. Поэтому в средствах массовой информации на протяжении последних двух-трех лет активно проводилась скрытая кампания, призванная вызвать симпатии к Даниэлю. Даже его почти деревенский акцент был превращен из недостатка в преимущество. Шведам напомнили, что выходцы из северных областей страны всегда считались надежными и честными людьми. И подданные согласились с выбором Виктории. За что она их в субботу искренне поблагодарила: «Спасибо всему шведскому народу! Ведь вы подарили мне моего принца!» — сказала 32-летняя невеста.
Кронпринцесса была хороша как никогда. Виктория надела белый наряд от шведского дизайнера Пера Энгхедена. На голове у принцессы сияла корона, принадлежавшая когда-то внучке супруги Наполеона Бонапарта Жозефине Лейхтенбергской, в свое время восседавшей на шведском престоле. Пятиметровый шлейф подвенечного платья Виктории в кафедральном соборе Стокгольма несли несколько пажей. А вот когда новобрачные вышли на улицу, эта обязанность в буквальном смысле перешла в руки 36-летнего Даниэля.
Сама церемония венчания вызвала немало споров. Виктория вдруг захотела, чтобы ее вел к алтарю отец. Во многих странах это является традицией, но в Швеции принято, чтобы жених и невеста шли сами. Это символизирует их равные права. Пришлось искать компромисс. В результате Карл XVI Густав подвел дочь к собору, а внутрь принцессу заводил уже Даниэль. При этом играла музыка, специально сочиненная бывшим участником легендарной группы «ABBA» Бенни Андерсоном. Кроме того, на свадьбе пел воссоединившийся на один день по просьбе Виктории популярный дуэт «Roxette».
Когда жених и невеста давали клятву верности перед алтарем, кронпринцесса, не в силах сдержать эмоции, неожиданно поцеловала руку Даниэля. Оба заплакали, и тут же послышались всхлипывания гостей. Это был очень трогательный момент.
После венчания новобрачные проехали по центру Стокгольма в открытой карете. В их честь играли 19 военных оркестров. В небе над шведской столицей кружили 18 истребителей. В гавани оглушительными залпами приветствовали молодых военные корабли Швеции, Норвегии, Дании и Великобритании.
В гавани Виктория и Даниэль пересели в королевскую лодку, которая доставила их во дворец Дроттингхольм, где вечером состоялся банкет. Торжества в итоге обошлись в 2 миллиона 600 тысяч долларов. Деньги были взяты из государственной казны, но король заявил, что половину расходов компенсирует.
Пожалуй, единственным неприятным моментом стал отказ трех ведущих информационных агентств мира — Рейтер, Ассошиэйтед Пресс и Франс Пресс — вести прямые телерепортажи со свадебной церемонии. Шведское общественное телевидение, получившее эксклюзивные права на показ торжеств, ввело целый ряд ограничений для иностранных коллег, что и вызвало недовольство указанных агентств.