В Украине уже продают «автогражданку» с возможностью самому оформить аварию. Но большинству водителей выгоднее купить прежнюю, более дешевую, страховку, которую агенты выписывают задним числом
В конце этой недели страховые компании наконец-то получили так называемые европротоколы. С помощью этих приложений к полису «автогражданки» водители теперь смогут оформлять дорожно-транспортные происшествия без вызова ГАИ. При этом виновнику аварии не придется платить штраф (не заберут у него и права). Но воспользоваться европротоколом разрешается лишь в том случае, если они есть у обоих водителей, все участники ДТП трезвые и не имеют разногласий по поводу картины произошедшего.
К сожалению, получить по европротоколу максимальный лимит возмещения (50 тысяч гривен по материальному ущербу и 100 тысяч по ущербу для жизни и здоровья) не получится. Страховая выплата, скорее всего, будет ограничена 10 тысячами гривен. В Лиге страховых организаций Украины говорят, что точная цифра лимита пока обсуждается. После того как ее согласует Госфинуслуг, утвержденный вариант отправят в Минюст. И лишь через десять дней после опубликования в прессе зарегистрированного в Минюсте документа размер лимита будет установлен официально.
Когда это произойдет — через месяц, два, — никто сказать не может. Увы, до тех пор система европротоколов фактически не заработает. Хотя под предлогом ее введения страховые полисы для большинства водителей подорожали уже с 19 сентября. Почему это произошло? Просто чиновники взяли и отменили второй и третий типы полиса автогражданки (»один водитель — любой автомобиль», «один или несколько водителей — один автомобиль»), оставив только первый тип «любой водитель — один автомобиль». Естественно, что последний вид страховки дороже.
Скажем, если раньше житель Киева, имеющий большой водительский стаж и машину с объемом мотора до 1,6 литра, платил за полис 576 гривен, то теперь ему придется выложить около 800 гривен. Любопытно, что чиновники объяснили свое решение тем, что для пользования чужим автомобилем украинским гражданам больше не нужна доверенность, а вот страховка обязательна. В чем логика? Ведь иметь «автогражданку» любой водитель должен был и раньше, независимо от того, управлял он своим автомобилем или ездил по доверенности. Как отмена доверенностей касается автовладельцев, которые садятся за руль только собственной машины? Почему они тоже должны платить больше?
К счастью, обменивать действующие страховки на новые с европротоколами не нужно. Впрочем, переоформить полис или доплатить за европротокол и не получится. Единственный путь — разорвать договор со страховой компанией (после чего вам выплачивается сумма за неиспользованные месяцы за вычетом 20 процентов, эти деньги вы можете выбивать у компании очень долго) и оформить новый полис.
Заниматься подобной «глупостью» нас отговорили сами страховщики. «Даже не думайте разрывать старый договор и брать полис с европротоколом, — сказала нам знакомая начальница отделения одной из страховых компаний. — По этому протоколу мы еще год, наверное, ничего не будет выплачивать. Так и объясняем всем клиентами: в любом случае вызывайте ГАИ, потому что даже помарка в европротоколе дает нам основания отказать вам в выплате возмещения».
Тем же, у кого вышел срок действия страховки, наша знакомая посоветовала оформить новый договор задним числом, чтобы не переплачивать. Пока это можно сделать без проблем — агенты охотно идут навстречу клиентам.