Новые революционные возможности социальной сети Facebook, которые компания презентовала на прошлой неделе, заставили объединение по защите пользователей усомниться в безопасности персональных данных.
Опасения вызваны тем, как сеть собирается использовать полученные с новых развлекательных программ данные о том, что любят читать и слушать пользователи.
Напомним, на прошлой неделе Facebook предоставила возможность не только сообщать друзьям о том, какую статью читаешь, какой фильм смотришь и какую музыку слушаешь в данный момент, но читать, смотреть и слушать одновременно.
Это касается пока ограниченного круга сайтов-партнеров Facebook. Для видео это Netflix, для музыки — Spotify и Deezer, для чтения — Guardian или Washington Post.
Кк считают защитники прав пользователей, эта функция дает новые возможности для слежки за участниками сети на посторонних сайтах. Особое недоверие вызывает механизм, который запускается после того, как пользователь подтверждает, что готов рассказать, что сейчас смотрит или слушает.
Facebook не стал отрицать, что собирает данные о действиях пользователей на сайтах партнеров в маркетинговых целях. Источник в соцсети заявил, что этим компания и намерена заниматься.
«Наша задача — предоставить доступ к этой потрясающей возможности всем 800 млн наших пользователей, а не маркетологам», — говорится в официальном заявлении Facebook.
Сеть уверяет, что «вложила значительные средства» в новую систему, которая предоставляет «полный контроль» за безопасностью. Новые возможности, объясняет Facebook, «работают только после того, как пользователь даст согласие на это», система в этом случае «сообщает, как будут собираться и использоваться данные».
Это далеко не первый подобный скандал вокруг Facebook. Основатель Wikileaks Ассанж назвал сеть «машиной для шпионажа».
Защитники потребителей опасаются, что рекламщики будут использовать новую опцию в своих целях точно так же, как уже имеющиеся функции. Так, кнопка «like», появившаяся в 2010 году, постепенно стала на службу рекламщикам как инструмент создания «спонсируемых историй» — наиболее распространенного вида рекламы в сети, в котором используется имя и фото из профиля пользователя.
Теперь для создания рекламы личное мнение пользователя можно не спрашивать.
«Подразумевается, что раз ты это смотришь или читаешь, то это тебе нравится, — объясняет исполнительный директор Центра электронной информационной безопасности в Вашингтоне Марк Ротенберг. — То есть все, что вы смотрите, будет ими продвигаться как уже понравившееся. Это превращает любое ваше взаимодействие с партнером соцсети в одобрении. Это неправильно».
«Если ваши друзья видят рекламу, сделанную на основе того, что вы решили обнародовать, это нормально, хотя, может, и раздражает. Но если они видят рекламу, сделанную с использованием вас, но без вашего ведома, — это уже противно», — говорит активист движения за интернет-безопасность директор технических проектов Electronic Frontier Foundation Питер Экерсли.
Представители рекламы не скрывают, что революционные программы открывают перед ними широкие горизонты.
«Подобные явления — благо для современных видов рекламы, таких как «спонсируемые истории»: они обеспечивают прорыв, — признается глава по работе с социальными медиа в лондонском рекламном агентстве Carat Бен Айерс. — Facebook просто должен очень четко объяснить пользователям, как контролировать то, чем и с кем они делятся».