Україна

Единственный в Украине инсулиновый завод вернут государству

17:03 — 4 жовтня 2011 eye 1239

После решения суда, запретившего отчуждение акций предприятия по выпуску инсулина, парламентский комитет инициировал законопроект о национализации «Индара»

Сомнительная «продажа» госпредприятия белизскому офшору с неизвестными владельцами всколыхнула многомиллионное сообщество украинских больных диабетом. Страдающие от этой болезни заявили о готовности отстаивать свои права в случае неминуемых, по их мнению, перебоев в обеспечении бесплатным инсулином. Власть, наконец, отреагировала на ситуацию на «Индаре». «Контрольный пакет акций завода отчужден незаконно и будет возвращен в госсобственность» — такое решение принял Хозяйственный суд Киева по иску Генеральной прокуратуры. В ближайшее время парламент должен принять закон о национализации «Индара», а в Минздраве ждут возвращения на завод его руководителя и основателя — профессора Алексея Лазарева.

Государство так и не узнало, а кто же, собственно, пытался отобрать у него контроль над стратегическим предприятием

В течение последнего десятилетия завод «Индар» — предприятие, обеспечивающие выполнение государственной программы по бесплатному обеспечению инсулином украинских больных диабетом, регулярно подвергается атакам различных сил, пытающихся установить контроль над государственным производителем инсулина.

Завод является лакомым куском как для крупнейших игроков инсулинового рынка (мировой объем которого составляет 12 миллиардов долларов), так и для отечественных бизнес-групп, не имеющих отношения к фармацевтике, но желающих поживиться за счет захвата и перепродажи высоколиквидного актива.

За короткий срок основателю завода и его бессменному в течение 14 лет руководителю профессору Алексею Лазареву удалось создать уникальное предприятие. Ведь завод не достался Украине в наследство от СССР, а был создан исключительно как национальный проект. На основе собственных научных разработок группа ученых под руководством Лазарева наладила крупномасштабное производство сначала свиных монокомпонентных инсулинов, затем — человеческих полусинтетических, а в последние годы — генно-инженерных инсулинов. Сегодня предприятие производит инсулиновые препараты в соответствии с мировыми стандартами производства и качества по полному технологическому циклу — от синтеза кристаллов до выпуска готовых лекарственных форм во флаконах и картриджах. Заводов, подобных «Индару», в мире всего три. Причем принадлежат они трем крупнейшим корпорациям (американской, французской и датской), совокупно контролирующим в различных странах от 85 до 100 процентов инсулинового рынка. В Украине на долю трех гигантов приходится лишь чуть более половины продаж.

 — Четыре года назад, — вспоминает Алексей Лазарев, — корпорации контролировали лишь 35 процентов украинского рынка, у «Индара» было 65 процентов. Одна из главных причин потери нашим заводом 15-20 процентов инсулинового рынка — постоянное административное и криминальное давление на «Индар», бесконечные попытки вывести его из госсобственности и присвоить. В 2007 году ситуация была совсем критической, но тогда нас спас премьер-министр Виктор Янукович: по его распоряжению предприятие внесли в список объектов, не подлежащих приватизации. Однако после ухода Януковича с поста главы правительства давление возобновилось. И уже в 2008 году с помощью подконтрольных судов в Черниговской и Харьковской областях провели отчуждение акций.

В результате цепочки перепродаж, переоформлений и дарений конечным собственником стал некий офшор в Белизе — есть такое государство в Латинской Америке. Чтобы хоть как-то обезопасить предприятие от неизбежного рейдерского захвата и затруднить его перепродажу, мы перевели активы завода на трудовой коллектив, создав компанию «Трудовой коллектив завода «Индар», собственниками которой на самом деле стали сотрудники предприятия. Подчеркну, что наши действия были абсолютно законными и стали по сути единственно возможным способом сохранения производственной базы инсулинового производства, о чем мы информировали и Кабмин, и Минздрав Украины. Впрочем, это не помешало силам, присвоившим акции предприятия, при поддержке правоохранительных структур в июле 2011-го таки захватить «Индар».

Напомним, в ночь на 8 июля 2011 года произошел силовой захват «Индара»: представители новых «собственников» вошли на предприятие с помощью… «Беркута». Группа ученых — руководителей предприятия была «уволена», и по настоящее время завод находится под контролем «белизских фармацевтов».

Примечательно, что за три года, прошедших с момента отчуждения акций «Индара», государство так и не узнало, а кто же, собственно, отобрал у него контроль над стратегическим предприятием. Сами «собственники» явно не собираются называть себя. Кто эти люди? Кто может подтвердить, что они не принадлежат к криминальным кругам? Чем гарантирована сохранность уникальных технологий, созданных учеными завода, оборудования предприятия и имущественного комплекса? Украинскими законами? Но с кем будет судиться Украина в случае их нарушения — с белизским офшором, бенефициары которого неизвестны? Сможет ли государство обеспечивать бесперебойное финансирование программы по обеспечению бесплатным инсулином, если «Индар» остановится или будет продан одной из трех транснациональных корпораций?

В случае реализации любого из этих двух печальных для украинских диабетиков сценариев цены на инсулин взлетят в разы. Ведь себестоимость производства импортных инсулинов в три раза превышает затраты на производство украинских препаратов, и если сегодня разница в стоимости между ними составляет 30-50 процентов, то с уходом или поглощением государственного производителя импортеры просто начнут диктовать свои ценовые условия Украине и ее гражданам.

Украинцы, болеющие диабетом, еще хорошо помнят «инсулиновый голод» 1990-х, когда программа по обеспечению бесплатным инсулином финансировалась государством менее чем на треть. Никто из крупных госчиновников не решился публично дать гарантии, что события на «Индаре» не спровоцируют в настоящее время очередной «инсулиновый голод». Да никто и не поверил бы в такие гарантии: наученные горьким опытом, люди сегодня верят только в конкретные действия. А до самого последнего времени государство занимало весьма пассивную позицию.

«Крадется завод, от которого зависит здоровье и жизнь миллионов граждан…»

Неудивительно, что захват «Индара» и отсутствие внятной позиции госорганов по этому вопросу вызвали обеспокоенность и раздражение в среде украинских диабетиков. Тема происходящего на заводе мгновенно стала одной из самых обсуждаемых на профильных интернет-форумах, в сообществах и гражданских организациях инсулинозависимых людей.

Мы отправились в эндокринологический диспансер Киевской областной клинической больницы№1, чтобы узнать отношение к происходящему на киевском инсулиновом заводе непосредственно у наших страдающих от диабета соотечественников. Вот что говорит Виктор Черпилов из Вишневого, прораб, диабетик с 20-летним стажем:

 — Слышал об этом деле и просто возмущен: уже у больных людей пытаются воровать. Вор на воре сидит, вором погоняет. А что дальше — у инвалидов и детей начнут отнимать? Надо за это наказывать. Вон как афганцы с чернобыльцами их припугнули — сразу Тигипко по-другому заговорил, только бы успокоились… Но я все-таки верю, что Янукович повлияет. Он в 2007-м не дал украсть — сказал: завод будет государственный, и точка. Надеюсь, и сейчас вмешается. А может, уже вмешался: мне сын вчера сказал, что Рада национализировать этот завод собралась…

 — Я не понимаю, как государство это допустило, что целый завод украли, — недоумевает пенсионерка из Ирпеня Инна Михайловна. — Теперь они говорят: мы будем выпускать, как выпускали. Не верю я! Вы не помните, как было в 90-х, когда в поликлиниках стояли очереди до входных дверей и препарата не хватало, а на черном рынке предлагали по такой цене, что мне чуть ли не всю зарплату приходилось отдавать. Жили только на зарплату мужа, а теперь уже и мужа нет. Как я буду жить, если сейчас опять инсулин исчезнет? Не знаю… На свою пенсию и отечественный инсулин не всегда позволить себе могу, что уж говорить об импортном.

 — Когда в нашем государстве закончится этот беспредел? — возмущается Виктор, диабетик с пятилетним стажем, работающий системным администратором в Боярке. — Крадется завод, от которого зависит здоровье и жизнь миллионов граждан, и никто даже не чешется! Если предприятие станет, а государство не сможет оплачивать мой инсулин, — что тогда будет? В настоящее время могу себе позволить импортный, но вдруг цена на него поднимется… А у меня жена беременная, и через полгода ребенок должен родиться. Пока завод был государственный, у меня хоть какие-то гарантии были. Прочитал в новостях, что прокуратура и парламент вроде бы занялись этим делом. Посмотрим, чем все это закончится. Но я думаю, власти уже поняли, что сейчас не 90-е и, если пропадет инсулин, мы терпеть не станем…

Раздражение и тревога диабетиков понятны. С учетом последних тенденций в украинском обществе вполне вероятно, что спор «хозяйствующих субъектов» вокруг «Индара» легко мог бы перерасти в политическое противостояние национального масштаба. Судя по всему, это вовремя поняли и во власти. Помимо упомянутого выше судебного решения, возвращающего акции завода государству, обнародована также и позиция Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, предложившего создать временную следственную комиссию по возвращению завода «Индар» в госсобственность и поддержать законопроект о национализации предприятия. Ожидается, что этот законопроект будет внесен в парламент уже в самое ближайшее время.