Події

«Я не боялся ни встречи с волками, ни голода, ни холода. Самым ужасным было то, что закончились… сигареты»

7:05 — 6 жовтня 2011 eye 1084

В Ровенской области 74-летний грибник заблудился в лесу и четыре(!) дня провел без запасов воды и пищи. Мужчину спасло то, что на вторые сутки он нашел торчащую из земли полуторалитровую бутылку воды

Ровенчанин Вадим Смирнов 24 сентября отправился в лес за грибами. Планировал вернуться домой через несколько часов.

 — Наш дачный массив, что в селе Каменная Гора Костопольского района, расположен на окраине леса, — рассказывает Вадим Александрович. — Дальше одного-двух километров в глубь леса никто из дачников не заходит. Ягод и грибов здесь предостаточно. В грибной сезон я дня не могу прожить, чтобы не сходить в лес. В тот день вышел из дому примерно в три часа дня, предварительно захватив с собой рюкзак и несколько сигарет. Собирался вернуться к чаю, который мы с женой на протяжении многих лет пьем на даче ровно в семь часов вечера…

«Прошагав весь день, я так и не вышел к железной дороге и знакомой просеке»

 — Погода была изумительная, теплая, сухая, — продолжает Вадим Смирнов. — Гулять — сплошное удовольствие. Обычно в лесу для меня ориентиром служит просека, от которой стараюсь далеко не отходить. Не успел оглянуться, как пролетело время. Думаю: если вовремя не явлюсь на чай, жена будет обижаться. В надежде сократить путь решил немного срезать угол. Ведь стемнело очень быстро. Вообще-то в моем возрасте тяжеловато ходить ночью. Но, будучи офицером в отставке, я сориентировался и догадался, что нужно идти напрямик, минуя просеку. На пути оказались колючие кусты ежевики — о них я в кровь содрал руки. Почувствовал, что иду не в ту сторону, и стал прислушиваться. Я не мог отойти далеко от железной дороги и надеялся услышать гул поезда. Однако не раздавалось ни малейшего звука…

Солнышко спряталось, и заметно похолодало. Я был одет в теплую фланелевую рубашку, ветровку и спортивные брюки. При себе были часы и зажигалка, совершенно случайно в кармане оказался и небольшой фонарик. Толку от него было мало, поэтому я решил выключить фонарик и ориентироваться на ощупь. Выбрал себе сухое место под деревом и присел, решив ждать утра. Около одиннадцати почувствовал, что продрог и поднялся сделать зарядку. Глаза немного привыкли к темноте, я начал различать деревья, кусты. В три часа ночи совсем воспрял духом, до рассвета осталось еще немного.

Всю ночь Вадим Смирнов не сомкнул глаз. Не спала и его жена Светлана Михайловна.

 — Когда муж вовремя не вернулся домой, я поначалу решила, что он нашел поляну, где видимо-невидимо грибов, — рассказывает 72-летняя женщина. — Но чай все-таки заварила. Я люблю горячий пить, а Вадим предпочитает холодный. Думаю, когда он придет, чай уже остынет. Однако супруг не пришел ни в восемь, ни в десять часов. Сидя у камина, прождала его всю ночь. Напрасно я прислушивалась к малейшему шороху, лаю собак на соседней улице. Едва дождавшись утра, позвонила в город сыновьям.

Заблудившийся грибник ожидал рассвета. Мужчина не сомневался, что утром отыщет дорогу домой.

* «Оказавшись дома, я все не мог напиться, среди ночи проснулся, чтобы поесть, и пару суток отсыпался», — говорит Вадим Смирнов

— Сильно проголодались? — интересуюсь у Вадима Александровича.

 — Больше всего на свете хотелось… курить, — признается Вадим Смирнов. — Я не боялся ни встречи с волками, ни с диким кабаном, ни голода, ни холода. Самым ужасным было то, что закончились сигареты. Из-за этого уже к концу первого дня уши скрутились трубочкой.

В шесть утра я поднялся и стал размышлять, в какую сторону идти. Догадался, что вчера срезал не тот угол, значит идти нужно в другую сторону. Прошагав весь день, я так и не вышел ни к железной дороге, что в пятистах метрах от дачного поселка, ни к знакомой просеке. Неожиданно наткнулся на след от трактора лесорубов. Присел и стал рассматривать, в какую сторону ведут елочки от протектора колеса. Уже темнело, следы были свежие, выходит, трактор ехал к себе на базу в село Любомирку. Я уверенно пошел по следам. А потом подумал: зачем заходить в Любомирку, а после возвращаться в Каменную Гору и еще шагать лишних семь километров? Нет, пойду-ка я… напрямик. Понятно, что я выбрал ошибочное направление, и мне пришлось снова заночевать. В бутылке оставалось совсем немного воды, нужно было экономить.

— Откуда у вас появилась вода?!

 — На второй день жутко захотел пить, — вспоминает мужчина. — Солнце поднялось высоко, в лесу было жарко. Уже больше суток как я не сделал ни глотка воды, в горле все пересохло. Мне казалось, что если сейчас же не выпью хоть каплю, умру от жажды. И тут, не поверите, увидел следы от костра, а из… земли выглядывает горлышко пластиковой бутылки. Руками я стал грести землю, и через минуту на поверхности оказалась полная полуторалитровая бутылка воды. Как по щучьему велению. Утолив жажду, отправился дальше, однако не прошел и двухсот метров, как обнаружил, что потерял… подошву от правого ботинка.

Идти стало нелегко. В моем рюкзаке оказался пакет, который я подстелил вместо подошвы и привязал носком. Однако пакет очень быстро стоптался. Без подошвы было больно идти по сосновому лесу, иголки впивались в ступню. Иногда мне приходилось прыгать на одной ноге. Я подобрал палку, стал на нее опираться, но передвигаться быстрее не получалось. К вечеру я жутко устал и буквально свалился под деревом. Думал, хоть в эту ночь усну.

«Мужа искали уже вторые сутки. Просила у Бога сухую и теплую погоду»

Тем временем заблудившегося Вадима Смирнова искали около семидесяти правоохранителей, жители села Каменная Гора и дачники, которые не стали даже разъезжаться по домам.

 — К счастью, старший сын оказался в отпуске, а младший на работе взял отгул, — рассказывает Светлана Михайловна. — Как только моя сестра узнала о случившемся, тут же приехала из Винницы. Вадима искали уже вторые сутки. Я просила у Бога сухую и теплую погоду. Когда наступила вторая ночь без мужа, вышла во двор и представила, как он мерзнет где-нибудь под деревом и ждет помощи.

 — На вторую ночь мне тоже не удалось заснуть, — вздыхает мужчина. — Все размышлял, как же мне выбраться из леса. Хотя не паниковал, что очень важно. Здраво мыслить мешало только отсутствие… сигарет. Быть может, если бы я курил, то гораздо быстрее нашел бы дорогу. Как только рассвело, умылся росой и пошел по намеченному пути. Был уверен, что в этот раз точно не ошибусь.

Однако чутье снова меня подвело. Весь день зря проковылял с ободранной в кровь ногой. Вечером умостился на сухой мох и всю ночь… рисовал в уме выход из леса. На рассвете четвертого дня уже не стал торопиться. Сначала на песке нарисовал целую схему, предполагающую, где я на данный момент могу находиться и куда держать путь. Меня осенило, что я нахожусь у села Соломки. Эта деревня находится примерно в двадцати километрах от дачного массива.

Вода давно закончилась, и на повторение чуда рассчитывать не приходилось, — продолжает Вадим Александрович. -  Силы были на исходе. Во что бы то ни стало нужно было выходить из леса. Я решил держаться определенного пути и никуда не сворачивать. Сказано — сделано. Неожиданно услышал шум мотора и не поверил своим ушам. Даже подумал, что начались галлюцинации. Но все-таки как можно быстрее стал ковылять на звук. Вижу, по проселочной дороге едет темная иномарка. Я остановился на обочине и принялся махать палкой.

Из остановившейся машины вышли два молодых парня. Вадим Смирнов, грязный, измученный, заросший щетиной, вызвал у них недоумение. К счастью, молодые люди не испугались.

 — Я столько времени не видел ни единой живой души, что от радости, не сдерживая слез, произнес: «Люди, дайте напиться, а то так есть хочется, что закурить нечего», — улыбается Вадим Смирнов. — Мне кажется, я выхлебал все их водные запасы, а затем одну за другой стал курить сигареты. Молодые люди рассказали, что шли рыбачить, но заблудились и вынужденно катаются несколько часов кряду. А я признался, что брожу здесь уже четыре дня. Они переглянулись и сказали, что… передумали сегодня рыбачить. Мол, немедленно возвращаются в Ровно и могут меня подбросить. Я не сомневался, что жена организовала поиски и ждет меня на даче, поэтому попросил завезти в село Каменная Гора. Уже через пятнадцать минут мы были на месте. Когда подъехали к селу, предположил, что парни ошиблись, потому что в селе стояли три больших автобуса. Такие сроду у нас не останавливались.

Оказалось, автобусы привезли спасателей.

На четвертый день Вадима Смирнова уже искали профессиональные спасатели с собаками. Жена пропавшего грибника даже не надеялась увидеть мужа и только горько плакала.

 — Если первые дни я прислушивалась к малейшему шороху, ждала любых новостей, то на четвертый день боялась абсолютно всего, — признается Светлана Смирнова. — Готовила себя к самому худшему, понимая, что без воды человек долго не протянет. А если еще учесть возраст мужа… Поэтому, когда возле дома остановилась машина, я попросила узнать старшего сына, кто подъехал. Слышу, он кричит: «Папу привезли!» Не сомневалась, что он имеет в виду его… тело. Когда увидела мужа живым и здоровым, то не поверила своим глазам. Первые полчаса Вадим вообще не разговаривал, а только плакал от счастья. Он выпил двенадцать(!) чашек теплого чая и лег спать. Вечером проснулся, съел миску супа (больше я ему не разрешила), выпил сто граммов водки и снова лег спать. На следующий день сыновья отвезли нас в Ровно.

— Вы хоть как-то предчувствовали беду?

 — Обычно перед тем как идти в лес, Вадим обнимает меня и говорит примерно следующее: «Мать, все будет хорошо, к чаю вернусь». Однако в тот день он как будто забыл проститься со мной. Я даже обиделась. После случившегося даже не знаю, решусь ли снова отпустить мужа в лес.

 — Вадима Смирнова искала милиция, местные жители, лесники, — рассказывает председатель садово-огороднического массива «Каменногорский» Владимир Барышевский. — Все разбились на условные квадраты и каждый день дотемна прочесывали лес. По словам супруги, мужчина не взял с собой воды. К несчастью, в здешнем лесу нет ни одного родника, ни одного озерца. Поэтому спустя три дня мы уже практически не надеялись отыскать живым Вадима Александровича.

Хоть Вадим Смирнов опытный грибник, никто не удивился, что он… заблудился. Оказывается, тридцать лет назад жителям областного центра у самой опушки выделили полторы тысячи дачных участков. Вскоре в лесу стали пропадать грибники. После того как заблудились несколько дачников, люди не рисковали далеко заходить. Местные жители уверяют, что в лесу есть несколько «блудных» мест. Иногда бывает достаточно пройти… пятьсот метров, чтобы потом часами искать обратную дорогу.

 — Несколько лет назад в конце декабря мы с кумом отправились в лес за соснами, — вспоминает Владимир Петрович. — Еще летом лесник показал нам больные деревья, которые можно спилить. Прошли железную дорогу, которая находится метрах в пятистах от участков, срубили сосны и… четыре часа, не приседая, искали дорогу домой. Мы уже матерились, побросали те сосны, пытались расслышать малейший звук, который указывал бы направление в сторону железной дороги. За это время должны были пройти две электрички и пассажирский поезд, но никаких звуков мы не слышали. Вконец измотанные, совершенно случайно вышли на тропинку и через пятнадцать минут были дома.

Я бывал во многих лесах и знаю, как ориентироваться, однако в здешнем никакой ориентир не помогает. Тебя будто что-то сбивает с пути и много часов подряд водит. В эти места без компаса идти нельзя.

 — Никогда не забуду, как в прошлом году на опушке леса собирал опята, — рассказывает местный житель Иван Ткачук. — Около пяти вечера взял ведро и пошел на «свое» место, которое буквально в двухстах метрах от дома. Неожиданно в один момент полностью стемнело. Не понял, что случилось, посмотрел на часы: стрелки показывали лишь половину шестого. К счастью, я услышал гудок поезда и пошел на звук. Благодаря этому выбрался. Заметил, что зашел в лес с одной стороны, а вышел с… другой.

У нас частенько кого-то ищут. Даже в десять-двенадцать часов ночи слышны ауканья. Но Вадим Смирнов побил все рекорды. Мы уже не надеялись, что он отыщется. Видать, леший хорошо его по лесу покружил.