Из восьми образцов сладкого продукта, проверенного в лаборатории «Укрметртестстандарта», в четырех специалисты обнаружили превышение содержания токсического вещества, большие дозы которого могут вызвать у человека паралич
Мёд не нуждается в рекламе, поскольку всем известно о его целебных свойствах. Вот мы к наступлению слякотного и простудного осеннего сезона и стремимся своевременно запастись баночкой душистого золотистого продукта.
Опасаясь нарваться на мёд, разбавленный сахаром, многие предпочитают покупать этот достаточно дорогой продукт в магазинах. При этом даже не догадываясь, что некоторые производители фасованного мёда, пытаясь продать прошлогодний урожай, разогревают засахарившийся продукт, чтобы придать ему привлекательный товарный вид. Абсолютно не заботясь о том, что при нагревании мёд не только теряет свои целебные свойства, но порою даже превращается в яд.
— Срок хранения мёда — два года, поэтому в магазинах можно встретить мёд предыдущего урожая, — рассказала руководитель отдела тестирований Центра экспертиз «Тест» Нина Кильдий. — Кристаллизация при хранении — нормальный природный процесс для мёда. Если же прошлогодний, тем более позапрошлогодний мёд жидкий и абсолютно прозрачный, к нему надо отнестись настороженно.
При нагревании мёда до температуры свыше 40 градусов в нем образуется химическое соединение с труднопроизносимым названием гидроксиметил-фурфурол. Это вещество не выводится из организма человека и накапливается в печени. В странах Евросоюза содержание гидроксиметил-фурфурола нормируется, а в Украине контроль данного показателя безопасности проводится только для мёда. При том, что многие пищевые продукты подкрашиваются жженым сахаром, в котором обнаруживается высокое содержание этого токсического соединения.
Среди продуктов, в состав которых может входить гидроксиметил-фурфурол, встречаются некоторые коньяки, бренди и большинство сладких газированных напитков. Повышенные дозы такого вещества вызывают судороги и паралич, а малые — угнетают нервную систему.
Из восьми образцов мёда, протестированных в лаборатории «Укрметртестстандарта», основные отклонения были обнаружены именно по содержанию гидроксиметил-фурфурола. Согласно данным пресс-релиза, допускается не более 25 миллиграммов токсина на килограмм продукта. В мёде натуральном цветочном акациевом «Вiд Миколи Iвановича» (предприниматель Степин Н. И.) этот показатель достиг аж 130 миллиграммов на килограмм! В мёде «Липовом» весовом, купленном в магазине «Сiльпо» на Чоколовском проспекте, 6 этот показатель достиг 47,8 микрограмма на килограмм, а в мёде цветочном «Разнотравье» (торговой марки «Нектар») — 29,7. Едва вписался в допустимую норму мёд «Степовой» торговой марки «Златомед».
А мёд пчелиный натуральный «Бортник» содержал 15,6 миллиграмма токсина на килограмм продукта. Но поскольку этот мёд был заявлен как продукт высшего сорта, то требования к нему повышенные, ведь в продукте экстра-класса содержание гидроксиметил-фурфурола не должно превышать 10 миллиграммов на килограмм. Следовательно мёд «Бортник» может лишь считаться первосортным.
Еще один показатель, по которому специалисты могут определить, нагревался ли «старый» мёд, — диастазное число. Кстати, мёд нагревают не только для придания ему жидкой консистенции, а и в случае, если был выкачан незрелый продукт, — для предотвращения его брожения. По данным «Укрметртестстандарта», диастазное число мёда высшего сорта должно составлять не менее 15 единиц Готе. «Нарушителем» по этому показателю стал мёд «Вiд Миколи Iвановича», в котором набралось лишь 7,8 указанных единиц.
— Один из важных нюансов, который, впрочем, вряд ли можно считать попыткой ввести потребителя в заблуждение, — объясняет потомственный пчеловод Николай Шумейко, — не бывает мёда чистого вида — липового, рапсового, малинового, верескового. Пчелы собирают нектар со всех цветов в радиусе 2,5 километра. Если на этой территории растут преимущественно липы, то мёд принято называть липовым. Главное, чтобы он оказался натуральным!
Как правильно выбрать мёд