После прошлогодней трагедии под Марганцем «Укрзалiзниця» практически полностью взяла на себя вопрос обеспечения безопасности на пересечениях автомобильных дорог и железнодорожных магистралей
Сегодня «ФАКТЫ» уже писали о том, что исполнился ровно год со дня катастрофы на железнодорожном переезде под Марганцем. Тогда, утром 12 октября 2010-го, на 116-м километре железнодорожного переезда Никополь — Марганец 180-тонный локомотив снес переполненный людьми маршрутный автобус «Эталон», ехавший из пригородного поселка. Погибли 46 человек. Виновником аварии признали водителя автобуса: несмотря на запрещающий сигнал светофора, он выехал на рельсы, не заметив, что к переезду приближается локомотив.
Трагедия под Марганцем стала самым крупным ДТП в истории нашей страны. Когда прошел первый шок от страшных известий, встал вопрос: почему произошла трагедия и что необходимо сделать, чтобы в будущем не допускать аварий на железнодорожных переездах.
Правительство заявило о специальных мерах повышения безопасности на железных дорогах. На эти цели предполагалось выделить немалые бюджетные средства. Министерство инфраструктуры совместно с «Укрзалiзницей» даже разработали концепцию государственной программы повышения безопасности на железнодорожных переездах, расположенных на участках с интенсивным движением поездов. В документе предусматривалась ликвидация в течение пяти лет пересечений автомобильных и железнодорожных путей на одном уровне. Реализация программы, по предварительным подсчетам, обошлась бы в немалую сумму — миллиард гривен. Увы, программа пока не принята, следовательно, в проекте госбюджета на следующий год средства на нее не заложены.
Тем не менее, понимая важность проблемы, «Укрзалiзниця» без какой-либо поддержки практически полностью взяла на себя ее решение.
На участке под Марганцем, где произошла страшная авария, построен новый автомобильный путепровод. В этот проект «Укрзалiзниця» уже вложила более 20 миллионов гривен собственных средств (в целом же строительство объекта обошлось почти в 23 миллиона гривен). Хотя обычно такие проекты финансируются «Укравтодором» из госбюджета. По окончании работ Приднепровская железная дорога передаст путепровод на баланс города Никополя. Финансировала «Укрзалiзниця» и капитальную реконструкцию местной больницы, где до сих пор стоят на учете люди, выжившие после страшной аварии.
Полным ходом идет и реализация отраслевой программы «Обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах на 2011-2015 годы». В ее рамках 412 переездов уже оборудованы шлагбаумами с перекрытием проезжей части по всей ширине, на 70 уложен специальный настил из сборного железобетона, на 24 проведен капитальный ремонт. Еще 40 переездов, в использовании которых нет необходимости, были закрыты.
Как мы уже говорили, железная дорога финансирует и проводит все эти работы самостоятельно. В 2011 году на выполнение работ по капитальному ремонту переездов предусмотрено выделить 6,7 миллиона гривен, а на капитальное строительство — 65,6 миллиона гривен (железные дороги Украины насчитывают более пяти с половиной тысяч переездов, так что у путейцев впереди немало работы).
Особые меры принимаются и в связи с введением скоростного движения поездов по маршруту Львов — Киев — Донецк. Сейчас на этом участке дороги работают 245 переездов. Все они должны быть адаптированы к новым требованиям безопасности.
— В 2011 году на участках, где будет внедряться ускоренное движение, были закрыты три переезда из пяти запланированных, восемь — капитально отремонтированы, — говорит первый заместитель начальника Главного управления путевого хозяйства «Укрзалiзницi» Алексей Винничук. — На двух переездах предусмотрен монтаж заградительной барьерной установки. Также планируется, что в этом году 48 переездов будут соответствующим образом переоборудованы для работы на них дежурных.
В порядок приводят и низкие пассажирские платформы — в 2011 году 102 такие платформы будут капитально отремонтированы, на эти цели израсходуют 27,3 миллиона гривен.
Стоит отметить, что усилия «Укрзалiзницi» по повышению безопасности на железной дороге уже дали свои плоды — за первые девять месяцев этого года количество аварий на переездах заметно снизилось. Если за аналогичный период 2010-го были зарегистрированы 87 различных ДТП, то в этом году — 55. Конечно, это тоже немало. Но, чего греха таить, к авариям на железнодорожных путях, как правило, приводит обычная человеческая беспечность. Переезд под Марганцем, где погибли почти полсотни людей, сейчас закрыт. Тем не менее там нередко замечают пешеходов, перебегающих железнодорожные пути прямо перед поездом.