Події

«Когда правоохранители встретились с родителями пятилетнего Сережи и четырехлетней Даши, то сразу поняли, почему детки сбежали из дома»

16:00 — 14 жовтня 2011 eye 731

В Днепропетровске полураздетые малыши прошагали десять километров(!) по улицам города в поисках еды

Пятилетний Сережа и четырехлетняя Даша родные брат и сестра только по матери. Мужья у 30-летней наркоманки Татьяны менялись довольно часто. И Сережа был для малышки самым близким человеком, даже варил ей по утрам кашу, пока родители отсыпались после ночных гулянок. Впрочем, горе-мамаша вообще не утруждала себя приготовлением еды для детей — весь дневной рацион их часто составляли пустые макароны, сваренные Сережей к обеду. А на ужин мальчишка получал только тумаки от отчима…

В небольшой однокомнатной малосемейке взрослые спали на диване, а брат с сестренкой — на коврике в углу. Иногда голодных детей подкармливали соседи, иногда им давали поесть в столовой трамвайного депо, расположенного рядом с домом. Поэтому, проснувшись рано утром и в очередной раз обнаружив холодильник совершенно пустым, а сестренку — плачущей от голода, Сережа решительно взял ее за руку: «Пойдем!» Даже не одевшись, дети вышли из квартиры, в которой крепко спали родители. Пятилетний мальчик по-хозяйски закрыл дверь на ключ и направился с Дашей к столовой трамвайного депо.

Впрочем, на этот раз им не повезло: у двери столовой дежурили «конкуренты» малышей — стая бездомных собак. Но возвращаться домой Сережка не захотел. Взяв за руку сестренку, одетую только в футболку и колготки, он пошел вдоль улицы Войцеховича. День был пасмурный и холодный, спешащие мимо люди кутались в куртки и теплые кофты, но никто не обратил внимания на полураздетых малышей. Никто не остановил их, не расспросил, не отвел домой или хотя бы не позвонил в милицию.

 — Проснувшись около полудня, мать все-таки спохватилась и, не обнаружив детей во дворе, позвонила в дежурную часть, — рассказывает начальник криминальной милиции по делам несовершеннолетних милицейского главка Днепропетровщины Ирина Качинская. — Тут же были подняты на ноги около 200 сотрудников милиции и дорожно-постовой службы. Исчезновение детей приравнивается к наиболее резонансным происшествиям, и милиция с первой минуты начинает работать в режиме раскрытия тяжкого преступления, даже уголовное дело возбуждается по статье «Умышленное убийство». Все экипажи патрульных машин были извещены о пропаже, но поиски успехом не увенчались.

Улица Войцеховича находится практически в центре Днепропетровска — на склоне балки, перерезающей проспект Кирова. Этот проспект пересекает множество тихих улочек, застроенных старыми пятиэтажками и домами частного сектора. Вероятнее всего, именно в этих дворах и заблудились дети, пытаясь попросить у кого-нибудь поесть.

Продрогших, голодных, до смерти испуганных малышей около восьми часов вечера, когда уже совсем стемнело, увидел возле 16-й больницы экипаж дорожно-постовой службы. От дома Сережа с Дашей прошли километров десять.

 — Детей сразу отвезли в один из приютов, накормили, одели, — комментирует Ирина Качинская. — Хорошо, что все закончилось благополучно — они даже не заболели. Когда же правоохранители пришли домой к родителям ребятишек, то сразу поняли, почему детки сбежали: в квартире ужасная грязь, беспорядок, пустой холодильник. Родители нигде не работают, отец, неоднократно судимый, часто бил малышей.

Именно такая обстановка в семье и толкает несовершеннолетних к побегам. Только в этом году в местную милицию поступило 510 заявлений о пропажах, 507 детей были найдены в течение суток. Конечно, есть ребята, страдающие так называемой дромоманией — тягой к бродяжничеству, путешествиям. Знаю 17-летнюю девочку с непреодолимым желанием… ездить на поездах. Мы часто находим ее за пределами области и возвращаем домой.

Но все-таки главная причина побегов — насилие в семье. От хороших родителей дети не сбегают! Есть и еще одна тенденция: из всего количества беглецов только 50 — это малыши до шести лет, они ведь еще не могут противостоять насилию. И поступок пятилетнего Сережи можно назвать мужественным.

Сегодня мальчик даже слышать не хочет о родителях, в приюте ему нравится. А главное — здесь кормят и не бьют. Когда журналисты спросили его о возвращении домой, у малыша навернулись слезы: «А что, это обязательно? Я не хочу».

По информации отдела по связям с общественностью Днепропетровского областного главка милиции, сейчас решается вопрос о привлечении матери Даши и Сережи к ответственности по статьям Административного кодекса Украины «Проявление насилия в семье» и «Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей». Готовятся материалы в суд о лишении супругов родительских прав.