Україна

Об отказе в приватизации «Лугансктепловоза» компании, которая могла бы заплатить за него более высокую цену, стало известно лишь… вечером накануне конкурса

0:00 — 26 червня 2010 eye 314

Представители иностранной компании «Мантара Холдинг» заявляют, что чиновники Фонда госимущества Украины не оставили им времени на обжалование решения о недопуске к аукциону

По мнению экспертов, недавний конкурс по продаже примерно 76 процентов акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» может остаться в истории Украины как событие не менее скандальное, нежели приватизация «Криворожстали» или Одесского припортового завода. По оценкам вице-президента Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко, третья по счету попытка приватизировать «Лугансктепловоз» даст бюджету страны вдвое меньше, чем рыночная стоимость продаваемого пакета акций луганского машиностроительного предприятия!

«К приватизации сознательно не допускали «чужие» компании»

Не удивительно, что не только эксперты, но и государственные деятели самого высокого ранга заговорили о возможном сговоре. «В правительстве рассматривается вопрос, почему ни одного шага не сделали во время торгов. Была стартовая цена, и никто ничего дополнительно не дал. Похоже, что был сговор»,- цитирует информагентство УНИАН слова первого вице-премьера Андрея Клюева. По его словам, складывается ситуация, «когда две компании вышли на торги и договариваются, кто покупает». Согласна с этим и глава парламентского комитета по промышленной и регуляторной политике Наталья Королевская. «Цена предприятия серьезно занижена, а условия конкурса были выписаны под конкретного покупателя, — заявила парламентарий.  — Непрозрачность конкурса, спешка с его проведением и предсказуемый результат возвращают нас во времена «дикой приватизации» 15-летней давности».

Результат конкурса мог быть совершенно иным, полагают эксперты, если бы к продаже предприятия допустили третью компанию — «Мантара Холдинг». Однако все выглядит так, словно чиновники сознательно отсекали от участия в приватизации всех, кто мог бы спутать карты и помешать передаче «Лугансктепловоза» «правильному» покупателю.

Пока сложно прогнозировать, говорят специалисты, какие результаты даст обещанное первым вице-премьером расследование. Но в любом случае, отмечают эксперты, уже сейчас достаточно очевидно, что отстранение иностранной компании от участия в конкурсе произошло под явно надуманным предлогом. На каких нормативных актах, например, основано требование подтверждения в Украине аудиторского вывода к финансовому отчету компании «Мантара Холдинг», сделанного аудитором иностранного государства? Этот вопрос к чиновникам, как и многие другие, пока остается без ответа. Впрочем, отмечают аналитики, дабы убедиться в том, что к приватизации сознательно не подпускали «чужие» компании, не стоит даже разбираться в причинах отказа. Достаточно просто рассказать, как все это происходило!

По словам представителя компании «Мантара Холдинг» Вячеслава Деришева, пакет так называемых «подтверждающих документов» на право участвовать в конкурсе по приватизации «Лугансктепловоза» был подан в Фонд госимущества Украины (ФГИУ) 7 июня 2010 года в четыре часа дня. В ответ компания получила специальный бланк с приглашением принять участие в процедуре вскрытия пакета документов. Процедура состоялась на следующий день в десять часов утра в помещении ФГИУ. Вскрытие, как рассказывает Вячеслав Деришев, произвела комиссия Фонда во главе с Игорем Белоцерковцем. На специальном бланке была сделана опись документов. «Никто из трех членов комиссии никаких вопросов представителю компании «Мантара Холдинг» не задавал, — отмечает Вячеслав Деришев.  — А самое главное, претензий к наличествовавшим документам не имел, равно как и не заявлял о том, что каких-то бумаг не хватает. Все трое представителей Фонда подписали подготовленную опись. То же сделал уполномоченный представитель «Мантара Холдинг».

С этого момента, заявляют в «Мантара Холдинг», и до 14 июня 2010 года представитель компании по нескольку раз в день перезванивал в Фонд госимущества для получения сведений о допуске к участию в конкурсе, но сотрудники ФГИУ постоянно заявляли об отсутствии какой-либо информации по этому вопросу. «Вдруг 14 июня в пять часов вечера из Фонда позвонили, сообщив, что нужно срочно забрать письмо-уведомление, — рассказывает Вячеслав Деришев.  — При этом работники Фонда отказались ответить на вопрос о сути письма, хотя и так нетрудно было догадаться, что в нем содержался запрет на участие «Мантара Холдинг» в конкурсе по «Лугансктепловозу». Времени на обжалование этого отказа в суде абсолютно не было. Но в Фонде, похоже, на это и рассчитывали!»

«Стратегически важное предприятие было продано за бесценок»

На следующее утро, то есть 15 июня, состоялся «конкурс», на котором его участники не удосужились сделать ни одного аукционного шага, направленного на повышение цены. Через три дня в прямом эфире программы «Шустер Live» на телеканале «Украина» прозвучало заявление председателя ФГИУ Александра Рябченко о том, что представители «Мантара Холдинг» якобы еще 8 июня знали о недопуске к участию в конкурсе по приватизации «Лугансктепловоза». Однако в самой компании считают, что эта информация не отвечает действительности, а действия Фонда государственного имущества Украины по отстранению «Мантара Холдинг» от участия в приватизационном конкурсе по «Лугансктепловозу» называют незаконными.

Свою правоту представители иностранной компании намерены доказывать в суде. В «Мантара Холдинг» уверены, что главным доказательством, свидетельствующим против чиновников, является уже упомянутое выше письмо-уведомление, подписанное заместителем председателя ФГИУ И. Миронюком. Этот документ с исходящим номером 10-33-7439 был составлен именно 14 июня 2010 года. Как же тогда, спрашивают в компании, можно расценивать слова главы ФГИУ?

«В письме-уведомлении имеется ссылка на то, что 8 июня был составлен протокол рабочей группы о недопущении «Мантара Холдинг» к участию в конкурсе, — говорит Вячеслав Деришев.  — Но об этом протоколе представители компании никак не могли знать вплоть до конца дня 14 июня — до момента, когда письмо-уведомление было составлено, подписано и вручено представителю «Мантара Холдинг». Судя по всему, оно пролежало шесть дней и только накануне конкурса было утверждено руководством ФГИУ. Налицо явное затягивание времени до того момента, когда отстраненная компания физически не сможет обжаловать отказ в суде».

В результате подобных действий чиновников, заявляют в «Мантара Холдинг», стратегически важное предприятие было продано за бесценок, а Государственный бюджет Украины недополучил несколько сотен миллионов гривен.