Життєві історії

«Как мог суд принять решение о конфискации квартиры в пользу банка, если в ней проживают трое детей?»

6:57 — 19 жовтня 2011 eye 1758

37-летнего Александра Чуфицкого обвинили в мошенничестве и посадили в СИЗО после того, как он не смог погашать банковский кредит. На днях Апелляционный суд Ивано-Франковской области снял все обвинения с героя публикации «ФАКТОВ» и освободил мужчину из-под стражи

Седьмого сентября мы рассказали о вопиющем случае: в Прикарпатье осудили должника банка, который, потеряв работу, не смог своевременно погашать кредит. В декабре прошлого года 37-летнего Александра Чуфицкого обвинили в мошенничестве (якобы он изначально не собирался выплачивать кредит, взятый на покупку квартиры) и заключили под стражу. В мае этого года Коломыйский межрайонный суд Ивано-Франковской области приговорил Александра Чуфицкого к году лишения свободы с конфискацией имущества. Также суд обязал Александра выплатить банку «Надра» 800 тысяч гривен.

Александр Чуфицкий стал первым в Украине должником по ипотечному кредиту, которого отправили за решетку. В защиту Чуфицкого выступила ассоциация антиколлекторов Украины «Ваша Надежда», ведь участь Александра могли разделить и шесть миллионов других заемщиков, имеющих задолженности по ипотечным кредитам. Но в деле случился неожиданный поворот. Пятого октября Апелляционный суд Ивано-Франковской области отменил решение суда первой инстанции. Александра Чуфицкого признали невиновным и освободили из-под стражи прямо в зале суда.

«Кто мог подумать, что сотрудники банка пойдут на подлог?»

 — В 2007 году наша семья переехала в Коломыю, — рассказывает 40-летняя Светлана Чуфицкая. — До этого мы жили в городке Константиновка Донецкой области, муж владел предприятием по изготовлению кирпича. Однако тогдашний мэр Константиновки фактически уничтожил наш бизнес. Сашин компаньон предложил нам переехать в Прикарпатье: здесь, дескать, и сырье есть, и власть более лояльна к бизнесменам. Мы продали квартиру в Константиновке и перебрались сюда. Начали строить цех по производству кирпича и шлакоблоков. Полгода снимали жилье, но Саша очень хотел обзавестись своим домом.

В конце 2007 года мы обратились в агентство недвижимости. Нам показали двухкомнатную квартиру в селе Нижний Вербиж в двух шагах от нашего цеха. Хозяин жилья просил за квартиру 85 тысяч долларов. Я ахнула: «Так дорого!» — но хозяин успокоил: «Для начала можно внести небольшую сумму. А я помогу вам оформить кредит в банке». Муж загорелся. Я его уговаривала: мол, давай еще раз все взвесим. Потянем ли? Но Саша отрезал: «Сколько можно по чужим углам мыкаться? Вся Европа покупает жилье в кредит. Не бойся, справимся!»

Честно говоря, отдавать 85 тысяч долларов за квартиру в двухэтажном старом доме было жалко. Я еще удивлялась: «Почему так дорого?» Но, как назло, других предложений в тот момент не было. Это сейчас я понимаю, что нас жестоко обманули. Мы приезжие, да еще русскоязычные. К тому же тогда я узнала, что ношу под сердцем третьего ребенка. В общем, мы решили покупать квартиру и оформили кредит на 73 тысячи долларов (12 тысяч долларов муж отдал хозяину жилья в виде залога).

*На покупку квартиры в этом старом двухэтажном доме супругам Чуфицким, переехавшим в Прикарпатье из Донецкой области, пришлось взять кредит

-Помню, мы с мужем радовались, что не пришлось делать первый взнос: банк этого не требовал. Перед подписанием кредитного договора нам прямо сказали, что нужно отдать заведующей отделением банка две тысячи долларов. Дескать, за содействие в получении кредита. Еще столько же заплатил ей и прежний хозяин нашей квартиры.

По договору ипотеки мы должны были каждый месяц выплачивать банку тысячу долларов. Целый год без задержки вносили деньги. А потом кризис сильно подкосил наш семейный бизнес. Может, мы таки осилили бы кредит, но после рождения третьего ребенка я заболела. Операции и лекарства «съели» все деньги. В марте 2009 года Саша попросил банк дать ему кредитные каникулы. Чуть позже мы обращались к заведующей отделением банка с просьбой перевести наш договор в гривни. Но нам отказали.

В августе 2010 года Александра Чуфицкого пригласили в местный райотдел милиции и сообщили, что против него возбуждено уголовное дело. Как выяснилось, сотрудники отделения банка обратились в милицию с заявлением: мол, предоставленные для получения кредита справки с места работы супругов Чуфицких поддельные. В них значилось, что Светлана и Александр трудятся на предприятии «Колос» и оба имеют фиксированную заработную плату в размере трех с половиной тысяч гривен.

 — Я готова поклясться, что мы с Сашей никакого отношения к этой афере не имеем, — говорит Светлана Чуфицкая. — Оформлением нашего кредита занимался прежний хозяин жилья и его знакомые из банка. Мы в это, к сожалению, не вникали. Кто мог подумать, что сотрудники банка пойдут на подлог? Пытались объяснить следователю, что нас подставили, но он и слушать не хотел. Ведь пока мы выплачивали кредит, у банка не было к нам никаких претензий. А как только попали в беду, вдруг всплыла эта справка. Почему же раньше ее не «замечали»? Или это было кому-то выгодно?

«Еще четыре дня — и тебя вынесли бы из камеры вперед ногами»

 — Я поехал в банк и разыскал там мужчину, который оформлял наш кредит, — говорит Александр Чуфицкий. — Поговорили по душам. Он сказал, что на него давит служба безопасности банка, поэтому вынужден давать показания против меня: дескать, я лично принес в банк справки о доходах. В декабре 2010 года этот человек уволился и уехал из Коломыи. Через несколько дней меня вызвал следователь, и там же, в кабинете, меня арестовали. А уже через час состоялось первое судебное заседание. Прокурор требовал, чтобы я признал свою вину. Сказал: мол, в таком случае получишь только год тюремного заключения, а если будешь упрямиться — все пять. Я отказался.

 — До сих пор не понимаю, зачем надо было бросать Сашу в СИЗО, — смахивает набежавшую слезу Светлана. — Ведь он не скрывался от следствия! Чтобы вызволить мужа, я была готова отдать банку нашу квартиру и жить с тремя детьми на улице. Пошла к заведующей отделением банка и сказала, что хочу вернуть банку недвижимость. Заведующая вышла из себя: «Зачем мне ваша квартира? Она и двадцати пяти тысяч долларов не стоит!» «Но вы же сами оценили наше жилье в три раза дороже! — взорвалась я. — Как же вы тогда делали экспертизу?» — «Как надо было, так и делали!» — огрызнулась заведующая.

Мы с адвокатом настояли, чтобы в суд вызвали бухгалтера предприятия «Колос», которая выдала фальшивые справки якобы с нашего места работы. Однако в суде бухгалтер давала показания, не имеющие отношения к справке! Мы пытались возражать, но нам просто закрывали рот. Тогда я поняла, что суд не интересует правда. Кем-то дана команда посадить моего мужа, и суд ее выполняет.

Тем временем, находясь в следственном изоляторе, Александр заболел гайморитом.

 — Я много раз просил вызвать врача, но мне отвечали отказом, — вспоминает Александр Чуфицкий. — В СИЗО есть только три лекарства, зато — от всех болезней: валидол, аспирин и йод. Болезнь прогрессировала, и дошло до того, что я не мог дышать. Не было сил даже выйти на прогулку. Света добилась, чтобы мне сделали рентген. Оказалось, из-за запущенной болезни у меня образовалась киста. Но в больницу все равно не везли.

-  Два месяца я слала телеграммы в Генеральную прокуратуру Украины, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Нине Карпачевой и в Государственную пенитенциарную службу Украины с требованием немедленно оказать медицинскую помощь моему мужу, — говорит Светлана. — В результате была создана специальная комиссия, которая постановила отправить задержанного Чуфицкого в больницу для проведения операции.

 — Хирург сказал мне: «Еще четыре дня — и тебя вынесли бы из камеры вперед ногами», — продолжает Александр. — И объяснил, что у меня выгнило пол-лица. Пришлось удалить часть челюсти, несколько зубов, часть щеки и носа. Но хирурги так удачно сделали пластическую операцию, что внешне это не заметно.

После операции администрация СИЗО взяла с меня расписку, что я не имею к ним никаких претензий. В тех условиях я не мог не дать эту расписку. Сами понимаете. Но когда вернулся в камеру, там уже стоял подарок от администрации — телевизор.

 — Поскольку моему подзащитному была сделана сложная операция, — говорит адвокат Александра Чуфицкого Алексей Гуцуляк, — мы просили, чтобы его выпустили из СИЗО хотя бы на период реабилитации после хирургического вмешательства. Но все ходатайства были отклонены.

В предыдущей публикации председатель ассоциации антиколлекторов Украины «Ваша Надежда» Федор Олексюк рассказал, что случай Александра Чуфицкого отнюдь не единичный. В других регионах банковских должников приглашают в милицию и «просят» написать явку с повинной: дескать, подделал документы для получения кредита, каюсь, виновен. Таким образом банки пытаются заставить своих должников выплатить задолженности по кредитам.

 — Сегодня главная проблема украинских банков — их должники, — говорит Федор Олексюк. — А главная проблема самих должников — их финансовая и юридическая безграмотность. По сути, клиенты банков абсолютно беззащитны перед коллекторами в законе. Не секрет, что банки платят правоохранителям, чтобы те обеспечивали их безопасность и помогали решать возникающие проблемы.

«То, что я вышел на волю, заслуга моей жены. Она добивалась этого десять месяцев»

 — После публикации в «ФАКТАХ» ситуация начала меняться в нашу пользу, — говорит Светлана Чуфицкая. — Мне звонили высокопоставленные люди и говорили: зачем вы подняли такую шумиху? Теперь полетят головы. «Ну и пусть! — ответила я. — Было время разбрасывать камни, теперь пора их собирать». Однако то, что происходило на заседании Апелляционного суда Ивано-Франковской области, стало для меня полной неожиданностью. Там мы взяли абсолютный реванш за шесть месяцев мытарств и унижений в межрайонном суде.

Председательствующая на заседании Апелляционного суда Наталья Ткачук разбила обвинения против моего мужа в пух и прах. «О каком мошенничестве может идти речь, если банк заключил договор с клиентом?» — удивилась она. Когда Саша рассказал, что ему пришлось дать заведующей отделением банка взятку в размере двух тысяч долларов, судья взорвалась: «Прокурор, что же вы не записываете показания подсудимого? Почему до сих пор не было возбуждено уголовное дело против взяточницы?» К слову, следователь запретил Саше говорить об этом факте на суде. Якобы муж сам виноват, что дал взятку должностному лицу.

Судья Ткачук спросила представителя банка: «Почему вы дважды подали один и тот же гражданский иск против Чуфицкого? Разве одного было недостаточно?» «В первый раз мы указали одну сумму компенсации, но потом решили увеличить ее», — объяснил представитель банка. Судья была возмущена грабительскими процентами за кредит, но еще больше ее возмутила сумма в размере 800 тысяч гривен, которую суд первой инстанции обязал нас выплатить банку. Судья задала вопрос: «Почему, располагая договором ипотеки, банк не потребовал вернуть ему квартиру?» Представитель банка ответил: «Потому что квартира не стоит таких денег». «В таком случае, как вы делали оценку жилья?» — поинтересовалась судья. Клерк замялся. «Что, как надо было, так и делали?» — процитировала председательствующая мои слова из статьи в «ФАКТАХ».

 — Потом, — продолжает Светлана, — судья взялась за государственного обвинителя: «Вы хотите посадить Чуфицкого на пять лет. А кто будет кормить его детей? Как мог суд первой инстанции принять решение о конфискации квартиры в пользу банка, если в ней проживают трое детей? И вы, прокурор, это поддерживаете! Или вы считаете, что таким должно быть украинское правосудие?» Прокурор молчал. А что он мог ответить?

Оглашение приговора стало шоком для всех: Сашу признали невиновным! Когда я это услышала, стала прыгать от радости. Судья Ткачук строго глянула на меня и сказала: «Панi Чуфицька, стримуйте свої емоцiї!» Какое там! Слезы брызнули из глаз, дыхание перехватило. А тут еще присутствующие в зале суда журналисты начали аплодировать… Сашу конвоировала в суд охрана из семи человек и служебная собака. Как будто мой муж опасный рецидивист. Пока Саша сидел в клетке, я старалась на него не смотреть: сердце разрывалось. И тут судья говорит охране: «Звiльняйте Чуфицького. Негайно!» Сначала к Саше подбежали журналисты, а я стояла в сторонке и тихо плакала. Потом муж подошел ко мне, обнял и признался: «Не могу поверить, что свободен…»

*Александр Чуфицкий с женой Светланой и трехлетним сыном Сашей сразу после оправдательного приговора

Из суда мы с Сашей отправились на автостанцию и сели в автобус, который идет до нашего села. И там, в автобусе, встретили… наших детей! Старшая дочка вместе с трехлетним Санечкой как раз забрали из школы среднего сына. Саша не поверил своим глазам: «Света, а кто это зашел в автобус? Похожи на наших детей». «Да это они и есть! — говорю ему. — Не узнаешь?» Тогда Саша бросился к детям, подхватил младшего на руки. Мы с дочкой и средним сыном обступили их, обняли и стали все вместе плакать.

 — То, что я вышел на волю, заслуга моей жены, — уверен Александр. — Десять месяцев, пока я сидел в СИЗО, Света обивала пороги инстанций, добиваясь справедливости. Благодаря жене я и остался жив. Ведь это Света подняла всех на ноги, когда я потихоньку умирал в камере. Главное, что самое страшное уже позади.

 — Решение Апелляционного суда Ивано-Франковской области полностью снимает с моего подзащитного обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах, — говорит адвокат Алексей Гуцуляк. — По словам председательствующей, суд не увидел в действиях Александра Чуфицкого состава преступления. Материалы уголовного дела направили в Коломыйскую городскую прокуратуру для организации дополнительного расследования. Несмотря на наши многочисленные ходатайства, почерковедческая экспертиза справки о доходах Чуфицких так и не была проведена. Судья акцентировала внимание прокурора, что экспертизу необходимо провести. Также остается открытым вопрос, как сотрудники бюро технической инвентаризации проводили оценку квартиры Чуфицких. Возможно, они состояли в сговоре с сотрудниками отделения банка, потому что стоимость квартиры была завышена как минимум вдвое.

*»Государство должно выплатить моему подзащитному компенсацию за причиненные моральные и физические страдания», — считает адвокат Александра Чуфицкого Алексей Гуцуляк

-Думаю, дело могло иметь и другой исход, не обратись мы в средства массовой информации. Публикации сыграли очень важную роль. Конечно, нужно отдать должное гражданскому мужеству судьи Натальи Ткачук: по сути, она выступила против участников преступного сговора.

Теперь и Александр намерен призвать к ответу тех, кто упек его в следственный изолятор.

 — Я хочу, чтобы следователь, прокурор и районный судья побывали на моем месте, — говорит Александр Чуфицкий. — Пусть немного посидят в СИЗО, подышат этим воздухом, покушают баланду.

Адвокат Чуфицкого уже готовит иски в Административный суд против администрации следственного изолятора и сотрудников прокуратуры.

 — Государство должно выплатить моему подзащитному компенсацию за причиненные моральные и физические страдания, — уверен адвокат Алексей Гуцуляк.

Сейчас Александру необходимо погасить задолженность по кредиту. Этот вопрос мужчина тоже намерен решать в суде.

 — Хочу добиться, чтобы мне позволили выплачивать задолженность в гривнях, а не в долларах, — говорит Александр Чуфицкий. — И чтобы банк уменьшил процентную ставку по кредиту. Нужно поскорее покончить с этим кредитом.