- Сейчас вопрос о возврате автомобилей, ввезенных в нашу страну в виде гуманитарной помощи и оставшихся в семьях умерших инвалидов-автопользователей, очень злободневный, — объяснил «ФАКТАМ» генеральный директор консалтинговой компании «Укрвнештерминалкомплекс» Александр Лелета. — Ведь фактически владельцами подобных машин являются органы социальной защиты населения (по Закону Украины «О гуманитарной помощи» и постановлению Кабмина от 19 июля 2006 года № 999), требующие вернуть транспортное средство для передачи его следующему инвалиду-очереднику (или же для сдачи авто в металлолом).
Правда, если автомобилем пользовались более десяти лет, то, по желанию семьи умершего инвалида, машину могут передать безвозмездно в собственность конкретному члену этой семьи. Если же машину, полученную в виде гуманитарной помощи, инвалид эксплуатировал меньше десяти лет, то ее могут передать одному из членов семьи умершего, но лишь по решению Комиссии по вопросам гуманитарной помощи (при Кабмине) и при уплате всех налогов и сборов (действующих на момент таможенного оформления). Причем суммы эти весьма внушительные (ввозная таможенная пошлина, акцизный сбор и налог на добавленную стоимость) — такие же, как и при обычном ввозе в Украину авто (для постоянного пользования).
Для разъяснения вопросов, связанных с налогообложением и оформлением гуманитарных транспортных средств, Государственная таможенная служба Украины направила всем таможням приказ № 569 от 3 июня 2010 года «Об утверждении обобщающего налогового разъяснения относительно уплаты налогов и сборов при отчуждении автомобилей, признанных гуманитарной помощью».
Можно понять граждан, которые надеются на перемены в законодательстве и заняли выжидательную позицию. Не секрет, что подавляющее большинство поступивших в страну «гуманитарных» автомобилей приобретались за собственные деньги пользователей (и членов их семей), хотя по документам легковушки передавались «донорами» безвозмездно, а государство разрешало их безналоговый ввоз. И чтобы в какой-то степени компенсировать эти бюджетные потери, решено такие машины, прослужившие менее десяти лет, оформлять после смерти инвалида на членов его семьи — после уплаты ими всех налогов.