Завтра в Киеве состоится 20-й раунд переговоров по политической части Соглашения об ассоциации (СА) с Евросоюзом, который должен был стать последним в продолжающемся с весны 2007 года переговорном процессе. Если стороны смогут снять все спорные вопросы по политической части документа, то это позволит объявить о том, что он готов к ратификации.
Тем не менее разрешение этих вопросов вызывает большие сомнения. В тексте договора, вынесенного на обсуждение, есть несколько дискуссионных моментов.
Так, на минувшей неделе Президент Виктор Янукович потребовал включить в документ упоминание о «перспективе вхождения Украины в ЕС», заявив, что в противном случае заключение договора будет отложено.
Украинский МИД смягчил формулировку: Киев не требует непосредственного упоминания о перспективе членства и ограничивается только намеком на нее. Украинские дипломаты предлагают ссылаться на статью 49 Договора Евросоюза, которая предполагает право на членство в ЕС любого европейского государства. При этом Брюсселю предлагается формально подтвердить статус Украины как европейского государства.
Как пояснил руководитель украинской переговорной группы, заместитель министра иностранных дел Павел Климкин, для Украины не важно, как именно будет зафиксирована перспектива, но без членства этот договор будет пустым.
Правда, в Брюсселе украинская инициатива не вызывает восторга. Чиновники ЕС неоднократно подчеркивали, что считают недопустимым упоминание ст. 49 Договора ЕС в соглашении об ассоциации.
При этом следует отметить, что ранее Украина не так категорично требовала перспективы членства – эта инициатива в документе стоит в графе «новые». Ранее стороны согласовали абзац преамбулы, исключающий фиксацию прямой перспективы членства, — о том, что СА «оставляет дальнейшее развитие взаимоотношений Украины и ЕС открытым».
Спорным остается вопрос формулировок, связанных с безвизовым диалогом. Эксперты отмечают, что в этом вопросе у Киева намного больше шансов на успешное изменение Соглашения. Сейчас речь идет речь о возможности отмены виз «в долгосрочной перспективе», однако на недавнем саммите Восточного партнерства в Варшаве ЕС согласился не говорить о «долгосрочности» этого процесса.
Украина настаивает, чтобы в договоре были закреплены «четкие условия, при которых становится возможной отмена визового режима». Оценку их выполнения должен проводить ЕС. Киев также хотел бы, чтобы в тексте Соглашения об ассоциации Брюссель взял на себя обязательство «вести всесторонний диалог по вопросу трудовой миграции».
Еще одна важная несогласованная норма договора — срок его действия. Киев хочет определить 10-летний срок без автоматического продления, при этом через пять лет должен быть проведен «комплексный пересмотр» норм документа, в том числе раздела о ЗСТ. В свою очередь Брюссель хочет сделать договор бессрочным, а через пять лет ограничиться «оценкой его выполнения сторонами». Правда, и Киев, и Брюссель готовы пойти на компромисс и согласны предусмотреть возможность разрыва договора по инициативе одной из сторон.
СА содержит также обязательство осуществлять «диалог по военным каналам», в том числе с использованием механизмов международных организаций. При этом упоминания о НАТО авторы документа избегают — речь идет об ООН, ОБСЕ и «других организациях» без уточнения названий.
Для обеспечения выполнения СА после подписания договора будет создан ряд двусторонних органов. На политическом уровне процессом будет управлять Совет ассоциации, в состав которого войдут часть членов украинского правительства, а также представители структур ЕС и европейских стран. В задачи совета входит также «периодический пересмотр» норм Соглашения.