Культура та мистецтво

«Картина Николая Рериха «Град обреченный», написанная в 1914 году, явилась пророчеством первой мировой войны»

16:51 — 26 жовтня 2011 eye 1692

В Москве на предаукционном показе Дома «Сотбис» представили произведения искусства, которые в ноябре уйдут с молотка в Нью-Йорке и Лондоне

Полотнами кисти Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Константина Коровина, Петра Кончаловского, Натальи Гончаровой, Бориса Кустодиева, Василия Кандинского и других известных мастеров на выставке в Российской академии художеств ценители искусства могли полюбоваться на протяжении всего двух дней.

«Монументальное полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» оценено в три — пять миллионов долларов»

Самым дорогим лотом стала картина Василия Кандинского «Белый шум». Ее планируют продать за 7-10 миллионов долларов. В числе топ-лотов также панно Бориса Кустодиева «Фейерверк. Бронзовый всадник», созданное в честь первой годовщины Октябрьской революции по заказу большевистского правительства. Его заявленная стоимость — три — четыре миллиона долларов. В три — пять миллионов оценено монументальное полотно Василия Верещагина «Жемчужная мечеть в Дели» размером четыре на пять метров. До двух миллионов — пейзаж Ивана Шишкина «Песчаный берег».

 — Одна из наиболее интересных работ на предаукционной выставке — мистическая картина Николая Рериха «Град обреченный», — говорит директор отдела русского искусства «Сотбис» в Лондоне Джо Викери. — Созданная в 1914 году, она явилась художественным пророчеством первой мировой войны. Некоторое время полотно находилось в личной коллекции Максима Горького. Оно произвело на писателя такое неизгладимое впечатление, что он назвал Николая Рериха «величайшим интуитивистом современности». В 1930-е годы произведение попало в собрание рижского коллекционера.

Еще одно мистическое совпадение: на аукцион современного искусства в серии произведений Энди Уорхола, посвященных рекламе в газетах и на телевидении, попало яблоко — символ компании Apple, одним из основателей которой был недавно умерший Стив Джобс. Наверняка этот раритет захотят приобрести многие коллекционеры.

«В особой цене сейчас китайские фарфоровые вазы»

К сожалению, в Киев топ-лоты в этот раз не привезут. Однако, по словам известного столичного эксперта в сфере живописи и антиквариата Виктора Федчишина, это вовсе не значит, что в Украине коллекционеров стало меньше.

 — Как и в прежние времена, отечественные ценители прекрасного участвуют в мировых аукционах, — говорит Виктор Федчишин. — С энтузиазмом покупают русскую, украинскую и западноевропейскую живопись, иконопись, декоративно-прикладное искусство… Правда, ослабевает интерес к современному искусству. Многие в нем разочаровываются прежде всего как в средстве инвестиции. Ведь порою произведение не удается продать даже за половину той цены, за которую оно было куплено. Коллекционеры стремятся пополнить свои собрания значимыми работами знаменитых художников прошлых веков. Востребована живопись музейного уровня. Если произведение находилось в коллекциях известных людей, безусловно, это тоже отражается на цене.

— Эксперты аукционного Дома «Сотбис» утверждают, что кризис никак не сказывается на продажах. Мол, даже, наоборот, в последний год они существенно выросли.

 — Дело в том, что сейчас самый подходящий момент для покупок. На рынке живописи появилось много хороших предложений, которых раньше не было. Конечно, никто не продает шедевры дешево. Но это действительно стоящие работы.

— Какие новые тенденции наблюдаются в коллекционировании?

 — Вырос интерес к Востоку. Продажи восточного декоративно-прикладного искусства переживают небывалый подъем. Особенно фарфора периода правления Канси и Цяньлун. Это вторая, третья и последняя четверти ХVIII века. В особой цене китайские фарфоровые вазы. На недавних торгах рекордная цена покупки превысила заявленную в… тысячу раз! Украинские покупатели тоже заинтересовались китайским фарфором. Его покупку рассматривают прежде всего как выгодную инвестицию. Особая удача — приобрести вазу, имевшую отношение к императорскому двору.

— Покупатели аукционов в Украине — те же люди, что и до кризиса?

 — Не совсем так. Среди ценителей искусства сегодня появилось много молодых бизнесменов, которым 30-40 лет.