Теперь энтузиаст электротранспорта Валентин Гербштейн построил новую экологически чистую легковушку, которая может проехать без подзарядки 100 километров и развивать скорость до 150 километров в час
С киевлянином Валентином Гербштейном заходим в гараж, где стоит подключенный к электрической розетке экологически чистый автомобиль с надписью «Electra-2».
— Любая машина с кузовом из обычного металла рано или поздно ржавеет, и это создает массу проблем, вот я и решил сделать легковушку из нержавейки, — говорит Валентин Михайлович. — Машина должна быть не только функциональной, но и красивой. Мой электромобиль напоминает спортивный: обтекаемый нос, шесть небольших фар, подвижная крыша — летом ее можно убирать и кататься с ветерком. Американские аккумуляторы заряжаются за шесть часов и без подзарядки на них можно проехать километров сто. А максимальная скорость — 150 километров в час.
Валентин Гербштейн предлагает прокатиться на электромобиле. В салоне два сиденья. Трогаемся с места — звук у мотора такой же, как у троллейбуса.
- К сожалению, за пределы гаражного кооператива выехать не сможем — «Electra-2» не зарегистрирована в ГАИ, — говорит конструктор. — Кстати, у меня это уже второй электромобиль. Первый сконструировал и построил в начале 1990-х. Тогда, как и сейчас, оформить документы на собственное изделие было крайне сложно. Обратился в ГАИ Киева, оттуда меня направили в МВД Украины. Посмотреть диковинку вышел к проходной министерства руководитель отдела полковник Бабенко с группой офицеров. Молоденький лейтенант попросил проехаться. Сделав круг по ближайшим улицам, парень был в восторге. Настроение у всех хорошее. «Ну, — думаю, — подходящий момент дать полковнику на подпись мое заявление». И он пишет резолюцию: «Вопрос изучается». Получается, электромобиль должен пройти испытания. Вместо номера я повесил табличку «Випробування» и так ездил по Киеву. Вскоре вся столичная милиция знала мою машину, а также и то, что у меня есть «охранная грамота» c подписью высокого начальства. Гаишники, конечно, останавливали, но лишь для того, чтобы посмотреть, поговорить. Знаете, и самому приятно пообщаться с милиционером, когда у него живая заинтересованность в глазах, на лице улыбка. По выходным я часто ездил на дачу к тете в Барышевский район (это 75 километров от Киева). Всегда боялся, что не хватит заряда аккумуляторов, поэтому выбирал режим, при котором расход электроэнергии минимальный — ехал со скоростью 35 километров в час. Лишь однажды ток закончился в дороге. Повезло, что возле того места шло строительство частного дома и мне позволили воспользоваться розеткой.
Аккумуляторы — самое слабое место электромобиля — на первой «Electra» нормально проработали полтора года. Валентину Михайловичу они прослужили еще шесть месяцев, пока не стали полностью непригодными. Замена обошлась бы примерно в стоимость «Таврии».
Когда энтузиаст открыл вместе с сыном маленький бизнес по выполнению автослесарных работ, он смог позволить себе заняться постройкой нового электромобиля.
- В какую сумму обошлась вам покупка всего необходимого для «Электры-2»?
- Если назову сумму, то, боюсь, это станет антирекламой для электромобилей, — улыбается Валентин Михайлович. — Зато сто километров пути мне обходится в три гривни, тогда как на бензин нужно потратить не менее 40 гривен. Хочу на своем примере продемонстрировать, что электромобиль может быть повседневным транспортным средством уже сегодня. Теперь стоит задача зарегистрировать машину. Это крайне сложно, поэтому попробую получить хотя бы временное разрешение ездить по дорогам для испытаний машины.
- Приходилось слышать, что в сентябре через Украину пройдет международный автопробег электромобилей
- Да, это будет кругосветное путешествие экологически чистых машин, созданных автомобильными фирмами и самодельных. Чтобы участвовать в нем, электромобиль должен ехать со скоростью не ниже 80 километров в час, преодолевая без подзарядки аккумуляторов не менее 240 километров, а сама зарядка — занимать всего четыре часа. Ни в Украине, ни в России не нашлось ни одной машины, соответствующей этим требованиям. Дело не в том, что в СНГ плохие конструкторы, просто мы не можем себе позволить купить комплект современных литиевых аккумуляторов, стоимость которых равняется новой машине. Они в три раза легче, служат втрое дольше и вдвое мощнее, чем традиционные кислотные аккумуляторы.
Электромобили, к сожалению, остаются довольно дорогими. Поэтому во многих странах ввели систему льгот, других стимулов для тех, кто производит и покупает экологически чистые машины. Например, в больших городах Великобритании и Германии государство компенсирует покупателям электромобиля половину потраченных денег.
Кстати, пару лет назад один предприимчивый американец начал экспортировать в США российскую малолитражку «Ока» и переделывать ее в электромобиль-тихоход (скорость до 40 километров в час). Ее цена — семь тысяч долларов. Для вождения такой малоскоростной машины в Соединенных Штатах даже права не нужны. Спрос оказался настолько высоким, что покупателей (в основном это домохозяйки, школьники) пришлось записывать в очередь. Все бы хорошо, да только выпуск «Оки» прекратили, и тогда бизнесмен обратился к премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой возобновить поставки в США малолитражек без двигателей. Так что, возможно, выпуск народного автомобиля продолжится.