Руководство госпредприятия гарантирует, что из-за отмены поездов увольнять сотрудников железной дороги никто не собирается. Мало того, в следующем году железнодорожников ждет повышение зарплат на 15-20 процентов
Изменения, о которых еще несколько месяцев назад заявляла «Укрзалiзниця», начали претворятся в жизнь. На этой неделе железная дорога приступила к отмене ряда давно устаревших и потерявших свое значение маршрутов. Дело в том, что в 2011 году украинские железнодорожники впервые провели автоматизированный анализ пассажиропотока, выяснив, что некоторые существующие поезда используются, что называется, вхолостую. Это произошло потому, что многие из них были запущены еще во времена Советского Союза.
Но с тех пор очень многое изменилось: советские республики стали отдельными государствами, число поездок между ними значительно уменьшилось. Но самое главное — изменились сами пассажиры. Сегодня многие маршруты стали для людей слишком длинными, чтобы проезжать их от начала до конца. Бесспорно, удобно добираться без пересадок из Харькова в Калининград. Но фактически в такое путешествие длиной полторы тысячи километров готовы отправиться в среднем семь или восемь пассажиров: именно столько билетов от одной конечной станции до другой продавались на каждый рейс.
И такая ситуация по многим направлениям. Поезда дальнего и международного следования, как выяснилось, часто используются людьми, чтобы проехать всего несколько станций. Доля пассажиров, которые заинтересованы в существовании всего маршрута, порой не достигает и десяти процентов. Понятно, что такое нерациональное использование подвижного состава наносит «Укрзалiзницi» огромные убытки. Ведь пустой или полный, поезд требует одинаковых затрат на эксплуатацию.
— Правильно говорят: привычка — вторая натура, — отмечает генеральный директор «Укрзалiзницi» Владимир Козак. — Привыкли, скажем, что ходит поезд Дебальцево — Хмельницкий. А сейчас посмотрели, сколько же с этого поезда людей доезжает до конечной станции. Оказалось, что каждый раз в Хмельницкий состав привозит всего 15-20 человек. То есть от самого Киева, а именно туда большинство пассажиров добираются этим поездом, мы более шести часов вхолостую везем в Хмельницкий весь состав, всю бригаду проводников, сжигаем электроэнергию. И это при том, что на других направлениях существует дефицит пассажирских вагонов. Скажем, из Луганска мы сегодня не можем вывезти людей в полном объеме в столицу. Поэтому, тщательно все взвесив, мы приняли решение поезд Дебальцево — Хмельницкий пустить по маршруту Луганск — Дебальцево -Киев. А уже в Киеве есть комфортабельный дневной поезд, который довезет этих 15 дебальцевских пассажиров до Хмельницкого.
До конца 2011 года «Укрзалiзниця» планирует отменить 23 поезда и изменить периодичность курсирования 13 поездов. При этом сообщение между украинскими городами нарушено не будет — на всех направлениях останутся либо параллельные рейсы, либо пассажирам предоставят возможность проехать до своей станции по другому маршруту. К тому же железная дорога собирается перестраивать саму систему движения поездов по европейскому образцу, включая создание крупных железнодорожных узлов (так называемых хабов — от английского слова «hub»), расположенных в больших городах. Так что вагонам из расформированных поездов применение найдется: на следующий год железная дорога ожидает пусть небольшое, но увеличение пассажиропотока.
На отмене невостребованных рейсов «Укрзалiзниця» сможет экономить до миллиарда гривен ежегодно. На госпредприятии говорят, что это одна шестая тех убытков, которые несут железные дороги от перевозки пассажиров и которые приходится перекрывать доходами от рентабельных грузовых перевозок. Часть сэкономленных средств пойдет на обновление фондов дороги, а часть — на повышение зарплат железнодорожникам.
Владимир Козак сообщил, что в следующем году зарплаты в отрасли будут повышены на 15-20 процентов, а также опроверг сообщения отдельных СМИ о якобы готовящихся массовых сокращениях на железной дороге в связи с отменой ряда рейсов. Генеральный директор «Уркзалiзницi» обратился к журналистам с просьбой о любых подобных случаях сообщать ему лично. Если факты подтвердятся, уволенный сотрудник будет обязательно восстановлен, а вот его начальник незамедлительно лишится своей должности.