Контрольный пакет акций завода «Индар» суд оставил в собственности государства, но предприятием по-прежнему управляет группа «новых владельцев». «Украинский диабетический союз» обратился к Президенту Украины с вопросом: почему чиновники не выполняют решения властей?
«ФАКТЫ» уже писали об истории завода «Индар». Построенное в 1999 году госпредприятие решило проблему инсулина в стране: его мощности позволяли обеспечить препаратом всех жителей Украины, больных диабетом. Почти сразу акциями завода начали интересоваться «частные инвесторы», но поначалу его удалось отстоять. Кабмин под руководством Виктора Януковича включил «Индар» в список предприятий, не подлежащих приватизации, тем не менее после смены правительства в 2008 году руководство ГАК «Укрмедпром» с помощью судебных решений (вроде тех, что используются в рейдерских схемах) передало завод оффшорной компании, зарегистрированной в Белизе (Латинская Америка).
Далее акции «Индара» несколько раз перепродавали и даже передаривали (по версии «Деловой столицы», к оффшорным фирмам в этой цепочке имеет отношение некий бизнесмен по фамилии Сало, контролирующий ряд фармацевтических компаний). СБУ возбудило уголовное дело, и в мае 2009 года Верховный суд признал продажу госпакета акций незаконной и постановил вернуть его государству.
Несмотря на это, «новые владельцы» смещают председателя правления предприятия профессора Алексея Лазарева и назначают вместо него своего директора Евгения Кононенко: в ночь на 8 июля этого года «новая власть» с помощью бойцов «Беркута» вламывается на территорию завода. Заложниками ситуации становятся не только сотни работников самого «Индара», но и сотни тысяч украинских диабетиков.
Трудовой коллектив завода обратился с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу. В середине сентября Комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения принимает решение о необходимости установить государственный контроль над предприятием, а Хозяйственный суд Киева по иску Генеральной прокуратуры оставляет за государством право собственности над 70 процентами акций завода, которые были незаконно переданы оффшорной фирме Storke Holdings. Еще через месяц в парламенте создается временная следственная комиссия по расследованию обстоятельств отчуждения акций завода.
Но, как заявляет руководитель общественной организации «Украинский диабетический союз» Галина Литвиненко, государство по-прежнему не контролирует предприятие. Между тем ситуация на «Индаре», по ее мнению, угрожающая: препарат разливается из остатков субстанции, которая была произведена еще до его захвата.
— Что будет дальше? Насколько хватит запасов сырья, созданного учеными, которых выбросили с предприятия? — говорит Галина Литвиненко. — Мы боимся, что настанет такой момент, когда инсулина не будет хватать и люди начнут просто гибнуть. У нас уже есть информация о перебоях с поставками инсулина в некоторые области. Поэтому мы вновь обращаемся к Президенту Украины, премьер-министру, руководству парламента, Генеральному прокурору с просьбой пояснить нам, каковы результаты работы следственной комиссии? Что делает Евгений Кононенко и его люди на предприятии, несмотря на все решения судов, несмотря на поручение Президента?
По словам представителя «Комитета спасения завода «Индар» Наталии Диденко, возникла еще одна проблема — нет никакой гарантии качества того продукта, который сейчас делают на заводе.
— Биотехнологии создавались годами, — говорит она, — и непонятно, сколько времени понадобится на их восстановление!