Історія сучасності

Мыкола Руденко: «Окна моей квартиры на втором этаже были забросаны камнями — так КГБ «отсалютовал» по случаю создания Украинской Хельсинкской Группы»

20:44 — 9 листопада 2011 eye 674

Ровно 35 лет назад в УССР советские диссиденты объявили об учреждении первой общественной организации, призванной отстаивать права людей

9 ноября 1976 года в советской Украине появилась первая правозащитная организация — Украинская Хельсинкская группа. Объявляя о начале деятельности общественной организации, ее создатели ссылались на резолюцию Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе (сейчас — ОБСЕ), принятую в Хельсинки 1 августа 1975 года. Этот документ подписали более тридцати европейских государств, в том числе и Советский Союз.

Одно из положений Хельсинкской резолюции гласит, что страны, ратифицировавшие документ, обязуются соблюдать права человека. А обнаружение фактов преследования людей за их убеждения повлекут «юридически обоснованные претензии других сторон, и это не будет трактоваться как вмешательство во внутренние дела государства».

«Переговоры о создании правозащитной группы мы проводили глубокой ночью на краю обрыва»

Почему СССР пошел на такой беспрецедентный шаг, попытался объяснить в своих воспоминаниях украинский диссидент, писатель и философ Мыкола Руденко: «Брежневскому руководству требовалась уверенность в том, что границы, сложившиеся после Второй мировой войны, не будут пересмотрены. Ему хотелось навеки утвердить завоевания советской империи. Демократический мир понимал, что нельзя допустить новой войны. Что от советской империи нужно требовать признания утвержденной в 1948 году Общей декларации прав человека ООН и обязательства строить правовые отношения в стране на этой основе. То есть с соблюдением прав человека. Советские демагоги думали: сколько таких обещаний мы давали, не выполняли их, и все сходило с рук. Мол, пообещаем еще раз, обманем Запад… Но советское руководство просчиталось. Оно и не предполагало, что найдутся люди, которые скажут правду о состоянии дел с правами человека в СССР».

Однако такие люди в стране нашлись. Инициаторами создания Украинской Хельсинкской группы в 1976 году стали диссиденты: писатель Мыкола Руденко (1920-2004), генерал Петр Григоренко (1907-1978), общественный деятель Оксана Мешко (1905-1991), писатель-фантаст Олесь Бердник (1926-2003), юрист Левко Лукьяненко.

…Оксану Яковлевну Мешко арестовали первый раз в 1946 году, после того как она пыталась вызволить из застенков советских спецслужб сестру, огульно обвиненную в… подготовке покушения на Никиту Хрущева. Сестрам дали по десять лет лагерей. Вернувшись из заключения, Оксана Мешко занялась правозащитной деятельностью. Летом 1980 года Мешко попытались закрыть в психиатрической лечебнице, но психиатры вынесли вердикт: «Здорова. Нам бы всем так». Через полгода Оксану Яковлевну задержали и отдали под суд, который приговорил ее к полугодичному заключению и пяти годам ссылки. После освобождения Мешко продолжила правозащитную деятельность. В 1990 году голодала вместе со студентами на центральной площади Киева. А через два месяца у нее прямо на улице случился инсульт. Оксана Мешко умерла 2 января 1991 года, за восемь месяцев до провозглашения независимости Украины.

…В автобиографической книге «В подполье можно встретить только крыс» Петр Григоренко вспоминал, что цыганка предсказала ему очень непростую судьбу: «Сказала: «Станешь военным. Служба будет успешная, товарищи завидовать будут… Жить будешь долго, но старость… О-о!» И покачала головой…» Пророчество гадалки сбылось: в 1961 году на партийной конференции генерал-лейтенант Петр Григоренко предложил демократизировать внутрипартийную жизнь. Советская Компартия не терпела ренегатов в своих рядах, поэтому вскоре генерала разжаловали и лишили всех регалий. Его несколько раз арестовывали, помещали в психиатрические лечебницы, дабы показать всему миру, что советские диссиденты — все сплошь психически нездоровые люди. Но американские врачи, обследовав Григоренко, опровергли заключение медицинских «светил» из института Сербского, признававших Петра Григоренко невменяемым.

…Мыколу Руденко в 70-х годах прошлого века исключили из рядов КПСС и Союза писателей за «серьезные идеологические отклонения в литературной деятельности». Летом 1977 года за участие в работе Украинской Хельсинкской группы его приговорили к семи годам лагерей строгого режима и пятилетней ссылке, а произведения Руденко изъяли из книжных магазинов и библиотек.

После освобождения писателя супруги Руденко году эмигрировали в Германию, затем в США. Писатель работал на радиостанциях «Свобода» и «Голос Америки», продолжал правозащитную деятельность. В 1990 году семья Руденко вернулась в Киев. В 2000 году Президент Леонид Кучма присвоил Мыколе Руденко звание Героя Украины.

В интервью своему коллеге по правозащитному движению Василию Овсиенко Мыкола Руденко рассказывал, что решение о создании Украинской Хельсинкской группы принималось в режиме строгой секретности — переговоры с коллегами вели по всем правилам конспирации: «Во второй половине октября поздно вечером мы с бывшим политзаключенным Олесем Бердником поехали к Оксане Мешко на Куреневку. В доме ни о чем серьезном не говорили — у нее все прослушивалось. Мы прошли по слабоосвещенной улице к краю какого-то обрыва. Снизу никто не мог подойти, и при свете луны было бы видно, если бы кто-то попытался к нам приблизиться».

Разрешение на арест правозащитниковпредседатель КГБ СССР просил у Политбюро ЦК КПСС

Потом правозащитники предложили подключиться к созданию организации диссиденту Левку Лукьяненко, который вышел на свободу после 15-летнего тюремного заключения. «Поехали к Лукьяненко в Чернигов. Вошли мы в хату и увидели настоящего казацкого ватажка. Естественно, в доме разговаривать не стали. Отправились к какому-то строительному котловану на окраине города, где хорошо просматривалось пространство — мы знали, что у спецслужбы есть аппаратура, которая может подслушать разговор за полкилометра. Левку наша задумка понравилась. Он попросил полчаса на размышление. А ровно через тридцать минут Лукьяненко подошел к нам, взял за руки и сказал: «Хорошо». И улыбнулся невесело, поскольку лучше всех знал, чем нам грозит такая деятельность…»

О создании в УССР правозащитной организации Мыкола Руденко объявил на пресс-конференции в Москве в присутствии западных журналистов. После мероприятия заночевал у члена Московской Хельсинкской группы Петра Григоренко. А утром Руденко позвонили из Киева и сообщили, что его квартиру в Конче-Заспе разгромили…

«Квартира на втором этаже была забросана камнями (через несколько часов после пресс-конференции в Москве. — Авт.). Поскольку на окнах были сетки от комаров, то не все кирпичи попали внутрь, — вспоминал Мыкола Руденко. — Но и тех, что влетели, хватило бы на полтелеги… В квартире находились Оксана Мешко и моя жена Раиса. Оксану Яковлевну ранило в плечо. Вот так Комитет государственной безопасности отсалютовал по случаю создания Украинской Хельсинкской группы».

Спустя несколько месяцев после учреждения правозащитной организации начались репрессии против ее активистов. «Меня арестовали по решению Политбюро ЦК КПСС, — рассказывал Мыкола Руденко. — После роспуска КПСС были обнародованы документы, свидетельствовавшие о том, что Генеральный прокурор СССР Роман Руденко и председатель КГБ Юрий Андропов обратились за разрешением на мой арест, а также Гинзбурга, Орлова и главы Литовской Хельсинкской группы Венцловы. Политбюро их предложение одобрило».

Василий Овсиенко составил список членов украинской правозащитной группы — всего 41 человек. Тридцать девять из них подверглись арестам, отбыли сроки заключения в тюрьмах, лагерях и психиатрических лечебницах. В общей сложности правозащитники отсидели более 550 лет. Четверо — Олекса Тихий, Юрий Литвин, Валерий Марченко, Васыль Стус — погибли в неволе. Михайло Мельник в ожидании неминуемого ареста наложил на себя руки весной 1979 года…

Как-то Левко Лукьяненко вспоминал о своем разговоре с генералом КГБ УССР, который сказал: «Сколько там вас, националистов? Каких-то 50 человек на всю Украину! А весь народ строит коммунизм». Левко Григорьевич ответил: «Эти 50 человек являются совестью украинской нации. Они берегут ее достоинство и поддерживают ее стремление к свободе».