Корреспонденты «ФАКТОВ» проехались по проселочным дорогам со слепым водителем
Сидевший за рулем полковник милиции в отставке Петр Лялюцкий повернул с трассы на проселочную дорогу и остановил машину, чтобы уступить место водителя полностью слепому Владимиру Турскому. «Я, конечно, не могу управлять автомобилем без посторонней помощи, поэтому Петр Иванович станет на время поездки моими глазами — будет выполнять функции штурмана», — поясняет нам Владимир. Мы с фотокорреспондентом разместились на заднем сидении. Владимир Турский завел автомобиль, и машина покатила на небольшой скорости. «Одиннадцать, — командует Петр Иванович. — А теперь двенадцать». «Я представляю, что на руле по кругу нанесены деления, как на циферблате часов, — поясняет команды штурмана незрячий водитель. — Вначале повернул машину на одиннадцать, то есть слегка влево. А затем продолжил ехать прямо — на двенадцать». «Сейчас дорога пойдет совсем разбитая», — предупреждает Турского Петр Иванович. С одной стороны от машины простиралось поле, с другой — лесопосадка. Вокруг ни души. Вскоре штурман скомандовал: «Девять», — и автомобиль свернул на пустынную улицу на окраине села Мотовиловка. Остановились возле подворья, где ныне создается центр реабилитации для людей, утративших зрение.
— Недавно был такой случай: ехал я со штурманом по проселочной дороге, остановился, потому что нас догонял автомобиль, — говорит Владимир Турский. — Незнакомый водитель остановился и вышел из машины, чтобы спросить, как проехать в соседнее село Оленевку. Я подробно объяснил. Зачастую люди не сразу замечают, что я слепой. Мои зрачки активно движутся, во время разговора они обращены к собеседнику, поэтому складывается впечатление, будто я вижу. Вот и этот человек поначалу воспринимал меня как зрячего. Но потом понял: что-то не так. Штурман ему пояснил — водитель незрячий. «Вообще ничего не видит?!» — недоверчиво спросил незнакомец. «Тотально слепой». Наступила гробовая тишина. Я уж подумал, не лишился ли мужчина дара речи. Но через несколько секунд раздался возглас: «О-о!!! Ну, мужик, ты даешь!»
Мы уже писали о Владимире Турском, адвокате по профессии, и его друзьях — незрячем ботанике Юрии Войтюке и инвалиде-колясочнике Олеге Полозюке. Несколько лет назад они без помощи сопровождающих совершили многодневное путешествие по Индии. Глазами группы и переводчиком был Олег, владеющий английским языком. Эта команда смельчаков стала лауреатом Национальной премии «Гордість країни» (проект Фонда Виктора Пинчука, который реализуется совместно с «Новым каналом» и газетой «ФАКТЫ»). Путешественников наградили тогда поездкой в Австралию. Сейчас Владимир Турский с соратниками создают в Мотовиловке центр для незрячих. Свой участок земли и хату для Всеукраинского центра реабилитации незрячих людей подарили простые женщины — сестры Галина Прасок и Лидия Козороз и слабослышащая дочь Галины Татьяна Никифорова. Стройка ведется исключительно на пожертвования отзывчивых людей. Каждый из нас может к ним присоединиться. Уже возведено два этажа жилого корпуса, но еще предстоит выполнить значительный объем работ.
— Ездите на автомобиле ради самоутверждения? — обращаюсь к Владимиру Турскому.
— За рулем чувствую себя полноценным человеком, будто вновь возвращаюсь в те времена, когда еще видел, — говорит Владимир Николаевич. — Впрочем, делаю это не столько для собственного удовольствия, сколько ради других инвалидов по зрению. Личным примером доказываю: нам по плечу многое из того, что считается для слепых недоступным. Конечно, все нужно делать с умом, соблюдая правила безопасности. Вы были свидетелями — моя езда никому не несла угрозы. Большое спасибо штурману Петру Лялюцкому. Это на его автомобиле я сейчас ехал. Он живет рядом, помогает по-соседски.
Среди незрячих Киева есть уже пять человек, которые тоже хотят начать ездить на машине. У нас есть план — создать команду «гонщиков» и вызвать на соревнование бельгийских инвалидов по зрению. Дело в том, что в Бельгии, да и в других странах Запада, многие слепые садятся за руль. С этой целью оборудованы специальные машины — в них для инструктора есть дублирующие руль, педали газа, сцепления и тормоза. Основатель нескольких экстремальных видов спорта для незрячих Люк Костерман недавно установил на бельгийской трассе «Формулы-1» рекорд скорости среди слепых — 300 километров в час. Там же тренируются его ученики — инвалиды по зрению. Мы хотим посоревноваться с ними. Причем один тур думаем провести в Бельгии на идеальной трассе «Формулы». Второй — под Киевом на ухабистой проселочной дороге.
— Вы учились управлять автомобилем, когда уже были незрячим?
— Нет, тогда я еще видел силуэты. Родился я здоровым. Слепнуть начал после того, как в семь лет попал под колеса автомобиля. Зрение ухудшалось постепенно, поэтому в детстве без проблем меня принимали в спортивные секции. Я занимался плаванием, бегал на лыжах… Когда в 1987 году закончил юридический факультет Национального университета имени Тараса Шевченко, еще чуть-чуть видел. В стране шла перестройка, государство разрешило создавать кооперативы, и я организовал предприятие, в котором работали инвалиды. В первый месяц прибыль нашего кооператива «Желание» составила всего три рубля, но вскоре перевалила за 100 тысяч. Мы вязали детские игрушки, изготовляли свистки… У нас трудились 300 человек. Для работы мне была нужна машина. И я купил «Москвич 410» 1962 года выпуска за тысячу рублей. Нанял водителя. По ночам мы с ним подрабатывали извозом, днем трудились в кооперативе. Заработки были такие, что всего за пять месяцев шофер смог расплатиться за покупку нового «Запорожца», который тогда стоил четыре тысячи рублей. Одно время моим водителем был глухой. Чтобы общаться с ним, пришлось выучить язык жестов. В те годы я и научился вождению. На безлюдных сельских дорогах просил шофера уступить место. Однажды рискнул поменяться местами с водителем на одной из лучших в Украине трасс — Бориспольской. Выжал тогда 120 километров в час. Повторюсь, в те времена я еще немного видел. Сам закатывал свой «Москвич» в гараж. Для этого приходилось выходить из машины и руками проверять, пройдет ли она в створки. Трое моих детей неизменно принимали участие — помогали советами.
— Знаете, я ведь не только на автомобиле могу ездить, — говорит Владимир Турский. — Недавно с другими туристами участвовал в конной экскурсии по Долине привидений под Алуштой. Инструкторы, наверное, отправили бы меня домой. Но я не дал им опомниться — сел на коня и поехал. Они увидели, что я сделал все как положено и лошадь признала во мне опытного наездника, подчинилась. Я ведь в юности года три занимался конным спортом. Так что навыки имеются. А еще у меня есть мечта сесть за штурвал самолета. В Евпатории можно покататься на гидросамолете. Рядом будет инструктор. Он в любой момент сумеет вмешаться в мои действия.
— Взлететь вы, пожалуй, сможете, но сажать крылатую машину придется инструктору.
— На этот счет есть анекдот. Стюардесса объявляет: «Наш лайнер пилотирует экипаж полностью слепых летчиков». Один из пассажиров говорит: «Понимаю, что взлететь могут и слепые, штурвал вверх — и самолет взлетает. Но как они посадят машину?» «Очень просто — на слух, — отвечает стюардесса. — Чем ближе к земле, тем громче кричат пассажиры»… Моя задумка полетать — это не шутка. Попытаюсь осуществить ее будущим летом.
— Планируете новые путешествия?
— У меня есть приглашения из организаций незрячих Польши, Болгарии, Венгрии. Но нет свободных денег. Все средства уходят на центр обучения людей, утративших зрение. Кстати, поездка в Индию, о которой писали «ФАКТЫ», была моим не первым и не самым экстремальным путешествием в эту страну. За пару лет до того я ездил в Индию в сопровождении женщины, у которой вторая группа инвалидности — шизофрения. Впрочем, по ее внешнему виду практически невозможно догадаться о том, что она страдает психическим заболеванием. Я тогда не расслаблялся ни на секунду. Ведь сопровождающая в любой момент могла преподнести какой угодно сюрприз. Например, десять раз побывает в каком-то месте, вроде бы досконально его изучит, но на одиннадцатый заблудится.
В той поездке было немало незабываемых ситуаций. Расскажу об одной из самых комических: я собрался в храм, где могут одновременно поместиться 25 тысяч человек. Моя сопровождающая решила, что проводит меня, наберет воды и уйдет. Нужно сказать, что на подступах к храму стоят севадалы — охранники. Я несколько раз посещал этот храм и всегда угощал охранников конфетами. Подходим к месту, где должен находиться севадал, и я протягиваю ему карамельку. Но он почему-то не берет. Спрашиваю у моей спутницы: «Охранник сидел, где обычно?» «Да, но даже не пошевелился», — отвечает она. Мы пошли дальше, и меня насторожила необычная ситуация: люди замолкали при нашем приближении. Когда прошли еще метров триста, нас догнал охранник с криками возмущения и требованиями убираться… Оказалось, на моей сопровождающей, блондинке с пышными формами, из одежды была только рубашка, едва прикрывавшая трусики — как ходят на пляже. Верхние пуговицы расстегнуты. Индийские женщины приходят в храм в сари до самых пят, с шарфом, прикрывающем плечи и руки. А тут фривольно одетая дама! Вот у блюстителя порядка и отвисла челюсть. Хорошо, что он пришел в себя и догнал нас, когда мы еще не вошли в храм, а то скандал был бы жуткий…