Україна

Иван Драч: «Я уже и не надеялся, что здесь будут книги»

15:24 — 11 листопада 2011 eye 841

На улице Красноармейской возобновил свою работу магазин, известный киевлянам как «Сяйво»

«Ух ты! Смотри, книжный снова работает». — «Точно… А я уже не верил, что здесь будут книги!» — один из молодых людей почти дословно повторил слова мэтра украинской поэзии Ивана Драча, сказанные им во время торжественного открытия обновленного книжного магазина 9 ноября: «Я уже и не надеялся, что здесь будут книги».

«Мы уж очень долго боролись за этот магазин. Были провокации»

Борьба за магазин велась больше года. Небольшое помещение в центре города оказалось лакомым куском для рейдеров. В 2009 году «Сяйво» подверглось захвату, и с тех пор книгами здесь больше не торговали. И только благодаря принципиальной позиции городской власти, которая повела кампанию по возврату в собственность города знаменитого книжного магазина, суды за «Сяйво» окончились победой киевлян. Теперь помещение полностью перешло в собственность городской общины, здесь открыт первый коммунальный книжный магазин.

Вывеска, правда, несколько изменилась: теперь магазин носит название «Сяйво книги», обеспечивать работу магазина будет не частная структура, которая в любой момент может изменить ассортимент товара, а коммунальное предприятие «Городской магазин». В начале ноября Киевский апелляционный суд поставил точку в этой дискуссии, отказав ООО «Книгарня «Сяйво» в продлении льготного договора аренды.

На церемонии торжественного открытия магазина глава Киевской горгосадминистрации Александр Попов отметил: «Это уже примерно 150-я ленточка за год работы в горадминистрации. Но, наверное, самая приятная для меня. Потому что мы уж очень долго боролись за этот магазин. Были провокации. Частные интересы какое-то время имели перевес над интересами киевлян. Но такого больше не будет».

На церемонии открытия магазина речь Александра Попова прервал голос из зала: «Вы обманываете!» Александр Павлович попросил выразившего негодование подойти.

— Вы считаете, то, что мы презентуем этот объект как собственность киевлян, плохо?

 — Нет, хорошо, но… — сразу сбавил напор оппонент.

— Вы предлагаете снова передать помещение частной структуре? Заверяю вас, оно будет принадлежать только общине Киева.

Александр Попов обратился к известным украинским писателям и поэтам, присутствовавшим на открытии магазина: «Прошу вас организовать наблюдательный совет, который будет помогать нам проводить политику поддержки украинской книги и украинского книгоиздательства».

Затем Александр Павлович отправился тестировать аппарат, который планируется закупить для города, — книгопечатную машину. Она сейчас проходит испытания в помещении книжного магазина «Сяйво книги». Пока представитель компании рассказывал главе горгосадминистрации о возможностях уникального аппарата — первого на территории СНГ и одного из первых в Европе, уже печаталась копия издания «Кобзаря», выпущенного в 1883 году. Уникальность этой книги, которая хранится в Гарвардском университете, заключается еще и в том, что на ее последней странице собственноручные пометки сделал Владимир Ленин.

Представитель фирмы еще не успел перечислить всех возможностей машины, как свежеотпечатанный экземпляр был готов — склеенный и сброшюрованный.

«Ровно пять минут», — констатировал Александр Попов. Столько времени занял процесс создания дубликата. Когда книгопечатная машина станет собственностью города, каждый киевлянин сможет за вполне умеренную цену получить в собственное распоряжение экземпляр одной из трех миллионов книг, которые уже находятся в ее базе, а также всех мировых новинок, которыми машина регулярно пополняется.

«Мы выполняем свои обязательства перед киевлянами»

Заместитель главы столичной горгосадминистрации Александр Пузанов лично занимался возвратом в собственность города помещения на улице Красноармейской, 6.

— Александр Геннадиевич, почему городская власть решила открыть в помещении «Сяйва» коммунальный книжный магазин?

 — У меня в руках список бывших магазинов объединения «Киевкнига». Все они проданы — от первого номера по девяностый. И что теперь на их месте? Иду по списку: торговый дом по продаже алкоголя, паб, суши-бар, аптека, продажа массажных кресел, развлекательный центр, банк, еще один банк… Ни одно из этих заведений никоим образом не касается сферы духовности. В конечном счете «Сяйво» ожидала судьба упомянутых и других книжных магазинов Киева — «Поэзия», «Иностранная литература».

— На чем базируется такая уверенность?

 — Магазин на Красноармейской, 6 — это 383 квадратных метра в центральной части города. Ваши коллеги из «Украинской правды» еще в декабре 2009 года так написали о коммерческой ценности помещения «Сяйва»: «Мы позвонили в два агентства недвижимости. В одном я отрекомендовался как журналист, в другом назвался представителем фирмы, которая хочет продать магазин в

360 квадратов возле «Сяйва». Журналисту назвали цену от четырех до восьми тысяч долларов за метр, представителю фирмы — от пяти до 15 тысяч. Риэлтор, решив, что мы продаем магазин, сразу предложил свести с банком, который купит помещение за 3,5 миллиона долларов. Или за 28 миллионов гривен». Я допускаю, что «получить свое» рассчитывали все, кто лоббирует интересы общества с ограниченной ответственностью (ООО).

По документам, которые мы запросили в госорганах, сегодня сотрудниками ООО «Книгарня «Сяйво» числятся всего три человека: директор, бухгалтер и пресс-секретарь. И именно они выдвигали требование вернуть помещение своему ООО… Что же касается бывшего коллектива, то всем сотрудникам была предложена работа в новосозданном коммунальном предприятии. И на сегодняшний день на работу в обновленном магазине приняты бывшая завотделом украинской книги Надежда Павлюк, продавец-консультант Ольга Главацкая и бухгалтер Людмила Кушнирук.

— Конкуренции с «частниками» не боитесь?

 — Уверяю: в Киеве есть менеджеры, которые хорошо знают и понимают книжный рынок, умеют на нем работать. Магазин будет нести минимальные затраты, а значит, книги можно будет продавать по ценам, которые доступны большинству горожан. Уже сейчас многие издания в «Сяйве книги» стоят меньше, чем на Петровке. Мы хорошо понимаем социальную функцию книги, а также социальную функцию коммунального предприятия. И, вне всякого сомнения, выполним свои обязательства перед киевлянами.