Культура та мистецтво

«Диорам, подобных моей, в мире нет — в ней более пятисот фигур всадников и пеших солдат, каждую из которых я расписал вручную»

0:00 — 6 липня 2010 eye 540

В минувшие выходные в старинной Михайловской крепости Севастополя открыли Военно-морской музей Украины. Огромный объем работ по ее реставрации выполнен всего за три с половиной месяца

В прошлом году Министерство обороны Украины решило создать Военно-морской музей в старинной крепости Севастополя — в Михайловском равелине. Его пушки в минувшем веке защищали город от нападения с моря. Затраты на реставрацию взял на себя известный киевский бизнесмен и коллекционер Алексей Шереметьев. «Ведь подобных оборонительных объектов в Украине единицы, — говорит Алексей.  — В Севастополе из десяти крепостей XIX века сохранилось только две — Михайловский и Константиновский равелины (они были названы в честь детей российского императора Николая I). Ремонтные работы на Михайловском начали 15 марта нынешнего года, а 4 июля — уже состоялось открытие музея. Управились всего за сто дней. Одного только строительного мусора вывезли семь тысяч тонн! Я был приятно удивлен, что мэрия Севастополя много и охотно помогала — например, с прокладкой водопровода и канализации. В равелине ежедневно трудилось около ста рабочих и инженеров. А в Киеве большой коллектив занимался подбором вещей для экспозиции музея. Ее составили раритеты из коллекции моей семьи. Собирать старинное оружие, украшения, монеты начал еще мой отец. Кстати, они с мамой создали первую экспозицию широко известной «Золотой кладовой», а ныне — Музея исторических драгоценностей, который находится в столице, на территории Киево-Печерской лавры».

«Голландские печки воссоздали по старинным чертежам»

- Михайловскому равелину мы старались вернуть первозданный вид, — говорит меценат Алексей Шереметьев.  — Собрали массу старинных чертежей рисунков, гравюр, фотографий и в соответствии с ними восстанавливали внешний вид и интерьеры. Скажем, в коридоре равелина стояли так называемые голландские печки из чугуна, каждая из которых весила 600 килограммов. Ни одна из них не сохранилась. На снимках видно, как они выглядели, но какова их конструкция? Наши специалисты смогли разыскать старинные чертежи, по которым мастера сделали 18 печей. Они действующие, будут зимой обогревать музей. По технологии XIX века изготовили и пятитонный лафет для пушки, части которого скреплены полутора тысячами болтов. Или, скажем, полы из так называемой корабельной доски. Мы сделали точно такой же и покрыли им две тысячи квадратных метров. Все теперь в первозданном виде: и окна, и двери, и светильники… Кстати, вокруг крепости установили подсветку из 250 мощных ламп.

- Много средств ушло на реставрацию?

- Еще не подсчитывал. Правду говорю. Просто из-за перегруженности пока не дошли руки до того, чтобы суммировать все расходы.

Алексей и его старший брат Игорь — действительные члены Британского общества исследователей Крымской войны. Их коллекция по истории этой грандиозной военной кампании XIX века считается самой богатой в Украине.

- Часть чиновников, предпринимателей смотрят на меня как на чудака, — продолжает Алексей.  — Говорят, если бы я попросил взамен вложенных в Михайловский равелин денег, например, участок гектаров в 20 у моря, было бы все понятно. А так… У некоторых в голове не укладывается, что в данном случае у меня нет коммерческой цели. Есть другое — богатая коллекция старины. Мы с братом хотим, чтобы она была доступна всем. Знаете, будучи в Англии, в Морском музее города Портсмута, я был удивлен, как много среди посетителей детей. У ребят возникает интерес к истории своей страны, ее флота. Если Музей военно-морского флота в Севастополе станут так же массово посещать наши школьники, значит, деньги я вложил с пользой.

Возможность создать музей в этом историческом здании, что называется, завела. Мне доставляет удовольствие просто находиться в Михайловском равелине, рассматривать его своды, стены, любоваться из его окон прекрасным пейзажем — Артиллерийская бухта, Приморский бульвар, памятник затопленным кораблям… В одну из ночей, взяв раскладную походную кровать, я остался в крепости. Впечатление потрясающее — складывалось впечатление, что из мрака доносятся приглушенные голоса служивших тут некогда солдат и офицеров.

- Фамилия у вас историческая — не потомки ли вы графов Шереметьевых?

- Родители ничего подобного не рассказывали. Я родился и вырос в Киеве. Папа и мама были художниками. На фамилию, конечно, обратили внимание и мои одноклассники, дав мне прозвище Графин — от слова «граф».

Экспозиция музея рассказывает об истории Севастополя — от основания города до Второй мировой войны. В античные времена на его месте находилась греческая колония Херсонес, а в ханские — поселение Ахтиар. Название Севастополь город получил по указу императрицы Екатерины II в 1784 году в честь древнегреческого полиса, находившегося на берегу Черного моря, правда, не в Крыму, а на Кавказском побережье.

В Крымскую войну солдаты носили сапоги, сшитые… на одну ногу

Посетители увидят тысячи экспонатов из богатейшей коллекции, собранной Шереметьевыми. Здесь более шестидесяти военных мундиров, орденов и медалей, атрибутики, оружия, предметов солдатского быта, относящихся к периоду Крымской войны 1854-1857 годов. Интересно, что тогда союзные англо-французские войска проложили первую в Крыму железную дорогу и протянули телеграфный кабель по дну Черного моря в Стамбул. Именно в ту войну появились первые сестры милосердия, впервые начали использовать противопехотные мины.

Подходим к стенду с ружьями.

- Из своего оружия английские и французские солдаты могли стрелять с полутора тысяч шагов, а русские (русскими тогда числились все православные, значит, и украинцы тоже) — только с трехсот, — говорит Алексей.  — Бывало так, что одна пуля противника прошивала несколько наших солдат. А русские пули, выпущенные с большого расстояния, не могли пробить даже мундир и оставляли лишь синяки на теле. Дело в том, что русская армия была вооружена устаревшими гладкоствольными ружьями, а противник — новейшими, с нарезным стволом. Как раз в Крымскую кампанию полностью перевооружились армии Великобритании и Франции. Российская же этого сделать не успела. А вот обмундирование сменили все участвовавшие в ней армии. Тогда, кстати, и появился «родной» для современных военных цвет хаки. До этого офицеры и солдаты носили яркие, броские мундиры. Например, у англичан они были красные, на плечах красовались «золотые» эполеты, на груди и поясе — белые амуничные ремни, заметные даже ночью. Головные уборы — высокие, с массой «украшений». Когда судьба победы решалась в сражении, в котором армии, условно говоря, шли стенка на стенку, броское обмундирование помогало легко отличить своих от чужих. Но под Севастополем была первая в мировой истории окопная война. Противник неделями, а то и месяцами находился в 80-100 метрах от твоего окопа или траншеи, поэтому подстрелить могли в любой момент. Чтобы выжить, следовало стать как можно менее заметным. Белые ремни закрашивали, эполеты и все, что блестело, снимали. Это помогало уберечься от снайперов, первые подразделения которых были сформированы в Крымскую войну.

В нашей коллекции, к сожалению, нет подлинного обмундирования тех времен — за 150 лет в земле сгниет любая ткань. Мы воссоздавали форму по выкройкам, хранящимся в европейских музеях — для этого ездили в Париж и Лондон. Сложнее всего оказалось с обувью: у наших солдат оба сапога были на одну ногу. Точнее, они шились так, чтобы и левая, и правая нога чувствовали себя уютно в сапоге.

А вот одна из уникальных вещей — личная печать адмирала Михаила Лазарева, капитана шлюпа, участвовавшего в кругосветной экспедиции Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду.

Кстати, о телеграммах. Посетители увидят бесценный документ периода гражданской войны — переданное по телеграфу обращение командующего Южной группой войск Красной Армии Михаила Фрунзе к барону Петру Врангелю, главкому Вооруженных сил юга России. В телеграмме предлагалось прекратить сопротивление и гарантировалась безопасность белогвардейцам, которые захотят остаться на родине. Врангель не ответил, но эвакуировал в Турцию 150 тысяч своих солдат и офицеров. Еще сто тысяч, поверивших обещаниям советской власти, не уехали. Заняв Крым, красные развесили приказ явиться офицерам для регистрации. Тысячи тех, кто пришел, были арестованы, вывезены за город и расстреляны…

К открытию Военно-морского музея Украины созданы несколько диорам, в том числе Балаклавское сражение времен Крымской войны. На Западе оно известно не меньше, чем у нас, например, Ледовое побоище. Под Балаклавой бригада легкой кавалерии британцев почти полностью погибла в атаке на русские позиции. Среди павших много людей, которых называли цветом нации — молодых аристократов.

- В мире нет настольных диорам, сравнимых с этой по размерам и количеству фигур: их здесь более пятисот, и это не считая артиллерийских орудий, телег, военного снаряжения, — говорит создавший ее мастер Данил Бержицкий.  — Эта работа заняла у меня десять месяцев. Чтобы передать особенность рельефа, пришлось несколько раз ездить на место сражения под Балаклаву. Фигурки всадников изготовлены из пластика. Я их раскрашивал и покрывал лаком. Лица выглядят как живые. Сабли расписаны особой краской — создается впечатление, что они железные. Военная форма воссоздана до мельчайших деталей. Лицо командира британцев имеет портретное сходство с лордом Кардиганом, который вел в атаку бригаду легкой кавалерии. И даже конь под ним — копия скакуна Роланда, призера скачек. Фигуры выполнены в масштабе 1:72.

Моя композиция сделана по литографии Уильяма Симсона. На ней запечатлен момент, когда англичане приблизились к русским батареям и остаются считанные секунды до того, как они достигнут русских позиций.