Новая легковушка Запорожского завода продается уже полгода, однако до статуса «народного автомобиля» вроде «Ланоса» ей пока далеко
Начало производства «ЗАЗ Форцы» украинская автомобильная пресса встречала почти восторженно: наконец-то наш автопром будет выпускать действительно современный, но недорогой «народный автомобиль», который станет славным наследником «Ланоса», «Славуты» и «Запорожца»! Пусть даже новая машина по происхождению «китаец» (»Форца» — почти точная копия Chery A13), но и по своему внешнему виду, и по техническим данным она не уступает другим авто такого класса. Теперь трудяга «Ланос», в основе которого лежит еще Opel Kadett, может постепенно уходить на покой!
Однако прошло полгода, а до популярности своих предшественников новому поколению ЗАЗов очень далеко. Даже после появления в начале осени «Форцы» в кузове хетчбэк украино-китайских машин продается у нас в пять раз меньше, чем «Ланосов» и «Сенсов». В чем же причина? Где ажиотаж? Ведь базовая «Форца» всего на пару тысяч гривен дороже «Ланоса» в аналогичной комплектации (82 тысячи 620 гривен против 80 тысяч 160 гривен), но выглядит, бесспорно, современнее. У новинки более просторный салон, мощный мотор, даже в базе у нее есть все минимально необходимое — кондиционер, подушка безопасности водителя, стеклоподъемники, центральный замок.
Увы, мнения потенциальных покупателей машины разделились. Автовладельцы, которые давно ищут замену своим дряхлым иномаркам, опробовав «Форцу», зачастую отзываются о ней довольно отрицательно. Хозяева «Жигулей», напротив, говорят, что по сравнению с ВАЗами это вполне нормальная машина. Если бы еще и стоила тысяч эдак на десять дешевле!
Опыт первых владельцев «Форцы» показывает, что отчасти правы и те и другие. Большинство согласны с тем, что запорожская новинка — типичный «китаец» со всеми присущими таким машинам достоинствами и недостатками. Из позитивных моментов почти все хозяева отмечают красивый дизайн (не зря все-таки над внешностью автомобиля поработали итальянские мастера). Кроме того, машина в сравнении с ВАЗами хорошо «нафарширована», даже ключ, как у иномарок высокого класса — выкидной!
Салон у автомобиля просторнее, чем у «Ланоса» или ВАЗов, багажник для машин такого класса довольно большой. По трассе «Форца» даже на приличной скорости идет весьма уверенно.
Увы, список недочетов не меньше. Почти на всех автомобилях тарахтят и скрипят передние стекла. Многие владельцы жалуются на назойливый стук, издаваемый полкой багажника (у некоторых авто отламываются ее фиксаторы), и гремящие передние стойки. Часто приходится слышать, что подвеска автомобиля жестковата (ямы не глотает — это точно). Немало жалоб на то, что собранный в Мелитополе китайский мотор не выдает заявленных производителем 109 «лошадок». Нельзя назвать машину и особенно экономичной: расход топлива в городе не меньше, чем у «Ланоса», то есть 10-11 литров (по трассе 6-6,5 литра) на сто километров. Кое-кто в сельской местности недоволен невысоким клиренсом (и действительно, дорожный просвет автомобиля — всего 130 миллиметров. Это расстояние от земли до трубы входного коллектора, задев которую на ухабе или кочке, проблем не оберешься). Не все одобряют и качество сборки. Скажем, один из владельцев «Форцы» рассказал, что передняя левая дверка не всегда закрывается с первого раза.
Кроме Украины, «Форца» в этом году начала продаваться и в России. Правда, к нашим соседям она почему-то попала не под своим украинским именем, а в качестве Chery Bonus (»Чери Бонус»). Недавно о своих впечатлениях от «Форцы-Бонуса» рассказали эксперты наиболее авторитетного российского журнала «Авторевю». Во многом они подтвердили слова украинских автовладельцев: внешне машинка смотрится очень симпатично, салон тоже ничего — посадка за рулем удобная. Единственное, что смущает, — крошечные «циферблаты» приборов и довольно убогая магнитола (в версиях «комфорт» и «люкс»). Машине не помешал бы и более мощный омыватель стекол и качественные дворники. «Зато в отличие от «Жигулей» с их скрипящей педалью сцепления и зудящей педалью газа в «Бонусе» ничего не заедает и не отваливается», — отметили эксперты.
А вот двигатель автожурналисты однозначно раскритиковали: по паспорту он довольно мощный, но почему-то даже с воем и вибрациями не хочет разгонять легкий автомобильчик. «По ощущениям, в «Бонусе» всего 80-85 «лошадей», — заявил эксперт «Авторевю» Олег Растегаев. — «Калина» со светофора уходит быстрее». В самом деле, в характеристиках «Форцы» указывается, что время ее разгона до 100 километров в час 16 секунд, что для автомобиля с мотором 1,6 литра очень много (правда, эксперты украинского издания «Автоцентр» утверждают, что АвтоЗАЗ поскромничал: они разгоняли машину до «сотни» на автодроме «Чайка» за 12,5-13 секунд, что является вполне приемлемым результатом).
«Ланос» производит лучшее впечатление, считают российские эксперты, он более продуман и проработан. Вместе с тем, заявляют они, надо отдать должное украинским инженерам: в китайской «Форце» им удалось подправить очень многое. «Когда в Запорожье пришли первые Chery А13, специалисты ужаснулись: они управлялись хуже «Таврии», — говорит эксперт Владимир Мельников. — Китайские мастера умело скопировали детали с автомобилей Volkswagen, но разобраться в свойствах материалов не удосужились». В результате «Форца» ездит лучше своего прототипа, уверены эксперты, хотя по-прежнему сильно кренится в поворотах — управляемость явно не самая сильная сторона этой машины.
В конечном счете одни российские эксперты заявляют, что лучше уж добавить немного и купить проверенный временем Logan (в Украине он стоит значительно дороже, поэтому наши водители, наверняка, предпочтут еще более проверенный «Ланос»), другие полагают, что «Бонусу» утрет нос новая «Лада Гранта», а некоторые уверены, что самое разумное в такой ситуации — присмотреть подержанную иномарку. Впрочем, будем справедливы: один из десяти специалистов резюмировал, что «Форца-Бонус» — неплохой вариант для непритязательного покупателя, не страдающего аллергией на китайскую продукцию.
Что украинского в «Форце»?
«Форца» — абсолютный клон китайского Chery A13, и, возможно, украинскому производителю было бы удобнее собирать его из оригинальных китайских комплектующих. Но в Запорожье понимали: в таком случае машину нельзя будет беспошлинно экспортировать в Россию. А ведь большую часть выпущенных в Запорожье «Форц» с самого начала планировалось поставлять именно на российский рынок. В результате многие комплектующие заменили на украинские. В нашей стране, к примеру, делают пластиковые бамперы, панель приборов, сиденья, отдельные элементы подвески, обивку дверей, потолка, дверных карт. «Форца» комплектуется украинской системой выхлопа, бензобаком, а также украинскими шинами, дисками, аккумулятором. Кузов автомобиля сваривают и красят на АвтоЗАЗе, двигатель собирают на Мелитопольском моторном заводе. Причем часть комплектующих к двигателю также заменена на отечественные.
Альтернатива «Форце»
Мы уже отмечали, что один из главных конкурентов «Форцы» — топ-комплектация «Ланоса». «Лада Приора» несколько дороже украинского «китайца». Цены на нее начинаются от 81 тысячи гривен, но это за машину без кондиционера. Версия с климатической установкой обойдется в 88 тысяч гривен. Примерно на тысячу гривен дешевле «Форцы» еще один популярный «китаец» такого же класса — Geely MK. Причем в базовой версии у него уже стоит антиблокировочная система, которая у запорожского автомобиля есть лишь в более дорогих модификациях.