Історія сучасності

«Когда Щербицкий приехал на строительство Московского моста, один трудяга бросил ему под ноги металлическую деталь со словами: «Вот из-за этой ерунды мы не можем работать»

9:10 — 7 грудня 2011 eye 1228

Тридцать пять лет назад в Киеве был открыт первый в бывшем Советском Союзе вантовый мост, связавший берега Днепра. Он вошел тогда в десятку крупнейших мостовых переходов мира

Нашумевшая история с планируемым вскоре сносом дач на столичных Русановских садах ради строительства нового мостового перехода на массив Троещина, оказывается, для Киева не уникальна. Во многом похожая ситуация была при создании Московского моста в конце 60-х годов прошлого века.

«Пилон моста имеет высоту 35-этажного дома»

 — Как раз в том месте на левом берегу Днепра, где ныне проходит Московский мостовой переход, в конце 1960-х годов стоял летний дачный городок — фанерные хибарки, сооруженные киевлянами между вербами, — рассказывает участник проектирования Московского моста ветеран института «Киевсоюздорпроект» Валентин Грищенко. — Двое наших сотрудников имели домики в этом городке. Когда мы начали переносить с чертежей на местность линию, по которой должен был пройти мост, оказалось, что она пролегла аккурат между их дачами. Тем не менее в тот год поселок не тронули. Снесли его, когда приступили непосредственно к строительству.

В северной части Киева тогда был только один мост — железнодорожный Петровский. Поэтому существовала острая необходимость еще в одном — автомобильном. Речники попросили, чтобы на средине Днепра расстояние между опорами нового мостового перехода было не менее трехсот метров. Дело в том, что в те времена по Днепру ходили целые караваны барж и даже сплавлялся лес, связанный в плоты. Им было бы сложно и опасно маневрировать между стоящими близко друг от друга мостами — Петровским и Московским. Поэтому приняли решение сделать Московский вантовым. Трехсотметровый участок сооружения подвешен с помощью пучков стальных канатов (вантов) к огромной башне (пилону) высотой с 35-этажный дом — 115 метров. Проектировать объект поручили нашему институту, ведь под руководством профессора Георгия Фукса мы создали в Киеве мост Метро. Георгию Борисовичу доверили возглавить и разработку проекта Московского мостового перехода. В этой работе также участвовали Институт электросварки имени Патона, Киевпроект, специальное конструкторское бюро Мостостроя и коллеги из Москвы.

*Коллектив, который разработал проект Московского моста, возглавлял профессор Георгий Фукс

Тогда в Советском Союзе еще не было ни одного вантового моста. Так что мы стали первопроходцами. Придумывали много новых нестандартных решений. В те времена, к сожалению, существовала нездоровая практика, когда строители начинали возводить объект, недоделав его, приступали к следующему. Так возникали пресловутые долгострои — здания сооружались по 10-15 лет. С Московским мостовым переходом такого не было — его построили быстро, за пять лет. Трудились круглосуточно, в три смены, в любую погоду.

Когда мостовой переход был наполовину готов, ознакомиться с ходом работ приезжал лидер советской Украины Владимир Щербицкий. На тот момент строительству не хватало анкеров — деталей килограммов по десять весом. Заводы не хотели принимать заказы на их изготовление. Эти детали удавалось получать лишь небольшими партиями, что серьезно тормозило работу. Когда высокие гости решили пообщаться с рабочими, один бригадир кинул под ноги Щербицкого анкер и в сердцах выпалил: «Вот из-за этой ерунды мы работать не можем!» Сказать такое руководителю республики — был очень смелый поступок, который мог обернуться для трудяги серьезнейшими неприятностями. Но обошлось. Последствием демарша стало то, что на следующий день киевский завод «Большевик» приступил к выпуску необходимых деталей.

Кстати, на стройплощадке жило большое количество бродячих собак, ведь рабочие их подкармливали. Перед приездом Щербицкого псов решили временно куда-нибудь убрать. Их отлавливали, везли в соседнее село Троещина и сажали на привязь. Оставшихся прятали в фанерные ящики из-под цемента. Проверить, как строители подготовились к визиту, явился лично министр МВД республики. Едет он по территории, и вдруг откуда-то выскакивает здоровенный кобель, который яростно облаивает черную «Волгу» главного милиционера. Переполох начался почти опереточный. С немалым трудом бедолагу Серка все же отловили и закрыли в фанерном ящике. На строительстве следующего киевского моста — Южного — от местных собак порядком пострадал тогдашний председатель горисполкома Николай Лаврухин. Он наведался на объект в очень холодный зимний день. Рабочие сидели по бытовкам — прятались от мороза. Стройплощадку огораживал забор. Проход — через ворота. Лаврухин открыл их и только зашел на территорию, как на него, чужака, набросились собаки. Потрепали Николая Васильевича изрядно — разорвали дубленку. Он затем послал водителя собрать ее клочки…

— Кто придумал сделать пилон Московского моста в виде буквы «Л»?

 — Архитектор Анатолий Добровольский. В нашем коллективе долгое время не было архитектора. Найти его помог случай: руководитель мостостроительного треста Герой Социалистического труда Исаак Баренбойм повел первого сентября внука в школу и случайно встретил на Крещатике преподавателя художественного института Анатолия Добровольского, который тоже провожал на учебу внука. Разговорились, в результате Анатолий Владимирович влился в нашу команду.

Не было ни опыта возведения таких гигантских бетонных вышек, как пилон Московского моста, ни строительного крана нужной высоты. Пришлось взять меньший кран и постепенно наращивать его, крепя новые звенья к уже готовым частям пилона. Когда эта вышка была построена, у кого-то возникла идея разбить об нее бутылку шампанского, как это делают корабелы при спуске судов на воду. Кран поднял бутылку на самый верх пилона. Находившиеся там рабочие стали по рации уговаривать своего начальника Евгения Радзевича не разбивать бутылку, а оставить им. Тот заявил: «А вдруг кто-нибудь из вас захмелеет и упадет вниз. Разбивайте!»

Предстояло подвесить к пилону 300-метровый пролет моста с помощью сплетенных в пучки металлических тросов — вантов. Вначале их изготовляли в районе Корчеватого, километрах в десяти от моста. Готовые ванты плохо гнулись, ведь они очень толстые — каждый состоял из 40 канатов, а канаты — из 91 высокопрочной оцинкованной проволоки. Чтобы их смотать приходилось делать огромные барабаны диаметром метров двадцать. Ванты везли вдоль набережной в сопровождении машин ГАИ с мигалками. На это время движение приходилось перекрывать, ведь барабаны запросто могли задеть другие автомобили. Так что вскоре решили разместить площадку для плетения тросов и вантов рядом с мостом на правом берегу Днепра, примерно там, где ныне находится судостроительный техникум.

«Изначально мост назывался Северный, затем — Дружбы народов, и только перед самым его открытием нам сообщили нынешнее название»

 — В разгар строительства неожиданно пришла команда установить на верхушке пилона работу скульптора Василия Бородая «Парящая ладья» с фигурами основателей Киева князей Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди, — продолжает Валентин Грищенко. — Василий Захарович подарил настольные варианты этой композиции Владимиру Щербицкому, лидеру кубинской революции Фиделю Кастро. Видимо, поэтому и возникло решение поставить ее в большом размере на верхушку пилона. Если бы мы получили такое задание на стадии проектирования, рассчитали бы пилон с учетом скульптуры. А когда он уже был готов, попробуй ее там установить. Долго пришлось объяснять все это партийным и советским начальникам. Одним из наших аргументов было то, что с земли композиция плохо видна. Чтобы доказать это, вырезали фанерный макет «Парящей ладьи» и установили ее на пилон. Наглядная демонстрация сработала. В конце концов, композицию установили в парке имени Примакова на берегу Днепра, и она стала одним из символов Киева. А пилон украсили медным кованым гербом города высотой шесть метров.

— Правда, что обсуждался вопрос и об открытии на пилоне ресторана?

 — Это легенда. На самом деле, ресторан есть на пилоне вантового моста в столице Словакии Братиславе, который строился в то же время, что и наш мост. Делегация из Киева ездила в Братиславу знакомиться с работой коллег. Идея ресторана, конечно, всех впечатлила, и ее решили воплотить в жизнь, когда приступили к проектированию следующего киевского моста — Южного. Но по ряду причин эта задумка осталась лишь красивой мечтой.

— Жители Троещины очень долго ждут метро. Почему не предусмотрели движение поездов подземки по Московскому мосту?

 — Тогда такая задача не ставилась. Некоторых киевлян вводят в заблуждения большие круглые отверстия в опорах моста, мол, по ним планировали пустить метро. На самом деле, эти отверстия (сделать их придумал Анатолий Добровольский) носят декоративный характер. Московский мост создавался только как автомобильный. Кстати, его полотно необычно для своего времени — не бетонное, а металлическое. Это сделало мост довольно легким. На полотно положили особый устойчивый к растрескиванию асфальт. Через него вода с проезжей части не просачивается вниз к металлу, и он хорошо сохраняется.

*Во время испытаний инженер доложил, что мост, на который загнали 150 самосвалов с песком, прогнулся вдвое больше допустимого. Все пережили тогда весьма неприятные минуты. И только затем выяснилось, что специалист забыл разделить показания прибора на два

Кстати, во время испытаний моста мы пережили стрессовую ситуацию. Согласно программе, на него начала заезжать целая колонна огромных самосвалов, груженных песком. Всего 150 машин. Они создали нагрузку втрое большую, чем если бы мост был полностью заполнен обычными машинами. Многие водители взяли в кабины родственников, даже детей. И вдруг инженер-испытатель доложил по рации, что мост прогнулся на целый метр, тогда как допустимо не более 60 сантиметров. Представляете, что мы чувствовали в те минуты! Ведь на нас лежала ответственность за сооружение, в которое были вложены огромные деньги. Пришлось дать команду, остановить заезд грузовиков на мост. Руководство собралось в вагончике на экстренное совещание. Как вдруг испытатель снова выходит на связь с сообщением: «Я ошибся — забыл, что показание прибора следует делить на два»…

В комплексе с Московским построили еще один новаторский мост — через речку Десенку. Он представляет собой цельную бетонную конструкцию. До нас никто подобного в бывшем Советском Союзе не создавал. Вот только в первые годы внутри этого моста жили бездомные, разводили там костры. Вход внутрь сооружения закрыт металлической дверью. Но бродяги то и дело срывали навесной замок. Тогда решили заваривать дверь. Когда нужно проводить обследование, заглушку срезают автогеном, а после выполнения положенных работ снова приваривают.

— Почему мост назвали Московским?

 — Для меня это до сих пор загадка. Изначально он назывался Северный. Затем в ходе строительства власти решили именовать его мостом Дружбы народов, ведь рядом находится одноименный парк, в котором, кстати, каждый год в день всесоюзного коммунистического субботника (коммунистического потому, что за работу на субботнике не платили) сажали деревья и убирали прошлогоднюю листву высшие руководители Украины во главе со Щербицким. И только незадолго до открытия мостового перехода нам сообщили его нынешнее название.

Вероятно, вам будет интересно узнать, почему бульвар, который идет от другого киевского моста — имени Патона — на Печерск, называется Дружбы народов. Дело тут в том, что одноименную арку изначально предполагали перебросить через эту магистраль. С обеих сторон к арке планировали подвести висячие пешеходные мостики, которые проектировал наш институт. Но в результате символ единения народов поставили в парке «Хрещатый» возле филармонии. А название бульвара оставили прежним.

— Создатели первого в СССР вантового моста получили награды?

 — Коллектив был удостоен премии Совета Министров СССР. Кстати, этот мост вошел тогда в десятку крупнейших в мире. Вскоре после ввода его в эксплуатацию нашему институту поручили проектировать вантовый мост в Риге через Даугаву. За него автор проекта Георгий Фукс стал лауреатом Государственной премии СССР.