Директор столичного Центра сердца Борис Тодуров пригласил в Киев знаменитого хирурга, который виртуозно проводит шунтирование на работающем органе
Аортокоронарное шунтирование — операция распространенная. Но мало кто представляет, как она выполняется. Как правило, ее назначают людям, у которых сосуды закрыты холестериновыми бляшками, а также тем, кто перенес инфаркт, из-за чего часть мышцы уже не получает питание и погибает. Очень важно восстановить кровоснабжение. Это можно сделать с помощью стента, который устанавливают в суженном месте. Если такую малотравматичную методику нельзя применить, назначают шунтирование — операцию на открытом сердце.
— В ходе вмешательства с ноги пациента берется вена, которую вшивают в обход суженных сосудов сердца, благодаря чему восстанавливается нормальное кровоснабжение, — объясняет директор столичного Центра сердца, доктор медицинских наук, главный кардиохирург Минздрава Украины Борис Тодуров. — Такое шунтирование делают во всем мире. Но, согласно статистике, одно из ста вмешательств может закончиться гибелью пациента прямо на операционном столе. Кроме того, в 90 процентах случаев во время шунтирования сердце больного останавливают. У некоторых пациентов из-за этого случается инсульт, то есть страдает головной мозг. Может быть как легкое расстройство, которое со временем исчезнет, так и серьезное — кома.
Врачи всего мира постоянно думают о том, как снизить этот риск. Ведь главная наша цель — улучшить качество жизни человека, а значит, для него не должно быть риска в ходе такого вмешательства.
Бельгийский кардиохирург профессор Пауль Сержант 15 лет назад задался целью создать новую методику проведения аортокоронарного шунтирования: не останавливать сердце, благодаря чему не будет нарушаться его работа. Теперь в ходе вмешательства не нужно даже трогать аорту, ведь малейшее касание может повлечь за собой развитие инсульта! Также можно обойтись и без вены с ноги больного. За два последних года этот кардиохирург сделал около тысячи подобных операций, и ни один его пациент не погиб, ни у одного не случился инсульт. Пауль Сержант отточил свою оригинальную технику настолько, что до нуля снизил летальность и риск развития инсультов.
*В ходе операции кардиохирурги используют такую присоску в виде цветка. Этот стабилизатор неподвижно фиксирует небольшую часть сердечной мышцы, облегчая работу врачей.
— Разрез на ноге — это дополнительная травма для человека, — продолжает Борис Тодуров. — Многие наши пациенты даже спустя несколько месяцев после операции жалуются на неприятные ощущения. Более того, срок службы этих вен на новом месте ограничен: через лет десять они начинают забиваться атеросклеротическими бляшками, и тогда необходимо проводить либо стентирование, либо повторное шунтирование.
Бельгийский кардиохирург, разрабатывая свою методику, решил использовать две грудные артерии, которые дублируются другими сосудами, то есть кровообращение без них не страдает. Таким образом пациенту не нужно наносить дополнительную травму, извлекая вену из ноги. Кроме того, грудные артерии генетически запрограммированы так, что в них не образуются атеро-склеротические бляшки. Это значит, что в будущем повторная операция не понадобится.
Нынешним летом Борис Тодуров побывал в клинике своего коллеги в Бельгии — ассистировал ему во время шунтирований. Пауль Сержант охотно комментировал малейшие нюансы проведения операции. Он считает, что в медицине не может быть секретов, ведь каждый пациент должен получить помощь на самом современном уровне, поэтому готов учить всех желающих.
— Пауль придумал специальные приспособления, на которых хирурги должны учиться вшивать сосуды по его методике, прежде чем начать оперировать пациентов, — говорит Борис Михайлович. — На деревянные дощечки он крепит силиконовые трубочки, к которым в нескольких местах нужно пришить еще одну. Дощечка вставляется в ящик. Хирургу остается трехсантиметровое рабочее пространство — именно столько места у него будет и возле сердца в ходе операции. Если хирург сошьет тысячу шунтов на тренажере, профессор допускает его к экзамену, который принимает лично. Малейшая ошибка — и хирург снова отправляется работать на тренажере до тех пор, пока не доведет до совершенства свое мастерство.
— Вам тоже пришлось сдавать экзамен?
— В определенном смысле. Когда Пауль увидел, как я сшивал трубочки на его тренажере, тут же позволил мне ассистировать.
— Чему вы научились у бельгийского коллеги?
— Для оперирующих хирургов важна каждая мелочь: как держать пинцет, под каким углом к сосуду вводить иглу, — рассказывает Борис Тодуров. — Вернувшись из бельгийской клиники, мы уже выполнили 20 операций в Центре сердца по новой методике. Еще две — в присутствии профессора Пауля Сержанта. Он комментировал каждое движение для 70 кардиохирургов, которых мы пригласили со всех клиник Украины, чтобы как можно больше врачей узнали о новой методике. Они следили за ходом шунтирования по монитору, куда транслировалось видео из операционной.
Затем врачи попытались выполнить вмешательство по этой методике на тренажерах. Специально для мастер-класса мы заказали десять деревянных ящичков, с трубочками-«сосудами». Пауль Сержант подошел к каждому врачу, показал и объяснил методику вшивания.
— Вы уже полностью отказались от традиционного шунтирования?
— Нет. Нельзя сразу перейти на использование новой методики. К нам обращается много тяжелых пациентов, которым требуется не только шунтирование, но и одновременная замена сердечных клапанов. При этом уже более половины операций аортокоронарного шунтирования мы делаем по методике профессора Сержанта, особенно пациентам молодого возраста.
Кардиохирурги Центра сердца регулярно пересматривают видеозаписи операции, сделанные во время мастер-класса, и совершенствуют свое мастерство на тренажерах, чтобы затем сдать экзамен Борису Тодурову.
— То, как работает профессор Пауль Сержант, — это новая философия в кардиохирургии, — говорит Борис Тодуров. — Мы продолжаем поддерживать с ним связь. Он охотно отвечает на возникающие у нас вопросы, готов еще приехать в Украину и принимать нас у себя в клинике.
*Профессор Пауль Сержант (крайний слева) подробно показал Борису Тодурову (в центре) и его коллегам, как изготовить тренажеры, на которых нужно учиться сшивать сосуды. Теперь такие есть и у украинских врачей.
Как известно, в киевском Центре сердца, который в эти дни отмечает четырехлетие своей работы, оперируют на самом высоком уровне, используя современные методики и мировой опыт. Кстати, премьер-министр Украины Николай Азаров, побывавший на днях в этой клинике, сказал: «Такой центр не должен быть только городским. Он должен и может работать на всю Украину, тем более что сюда, зная об опыте и уровне профессионализма кардиохирургов, обращаются пациенты со всех уголков нашей страны».
— За четыре года работы мы с коллегами прооперировали четыре тысячи пациентов, — продолжает Борис Тодуров. — Наши врачи постоянно следят за новыми методиками, которые появляются в мире, интересуются, чему еще можно научиться у коллег. Ведь кардиохирургия постоянно активно развивается. И мы стараемся не отставать: учимся и внедряем все новое у себя.
Фото из архива Бориса Тодурова