Життєві історії

Барахтаясь в ледяном крошеве полыньи, утопающая прокляла своих родственников и пожелала им точно такой же смерти

9:07 — 9 грудня 2011 eye 2038

Летом «ФАКТЫ» писали о жителях села Удрицк Волынской области — семье Пигаль, в которой за последние 15 лет умерли шестеро сыновей, две дочери и сами родители. По мнению односельчан, внезапные смерти членов семьи (четверо деток скончались совсем крошечными; еще четверо, включая родителей, утонули) не случайны.

 Многие считают, что причина вымирания рода — в ужасном проклятии, которое на семью наложили много лет назад. И вот 16 ноября скоропостижно умер последний член семьи, 21-летний Вячеслав. Гибель молодого парня в селе посчитали… закономерной. И даже сотрудники местной милиции, назвав официальную причину смерти — асфиксия дыхательных путей, в частном разговоре пожали плечами: «Что тут удивляться, это же семейное проклятие!»

Незадолго до смерти мать нашла в курятнике яйцо черного цвета с двумя нарисованными крестами

Страшная череда смертей в семье Адама и Павлины Пигаль началась через несколько лет после их свадьбы. Вслед за рождением крепкого здорового первенца на свет появился второй ребенок, умерший без видимой причины через несколько дней после рождения. Затем смерть совсем маленькими забрала и следующих детей, мальчика и девочку. В селе заговорили о том, что на семью кто-то навел порчу. Вспомнили историю о том, что молодожены, перестраивая сарай на подворье, разрушили гнездо аистов, а это считается плохим предзнаменованием. Адам с Павлиной переехали в другую хату. Но толку было мало.

Сразу после возвращения из армии утонул в реке их старший сын Гена. Крепкий парень, спортивный, хорошо плавал — а тут вдруг захлебнулся. Может, ногу судорогой свело, может, зацепился за что-то на дне. Через два года, ранней весной, утонул и Адам. Вечером шел по размытой дороге, навстречу выскочила машина, ослепила его фарами. Он поскользнулся, упал в придорожную канаву, заполненную ледяной водой, захлебнулся и замерз. Его так и нашли в неглубокой канаве с незажженной папиросой во рту. Павлина, после смерти мужа оставшаяся одна с тремя сыновьями, страшно убивалась. Но, как говорили соседи, была очень скрытная: горя своего старалась никому не показывать.

После смерти главы семейства черная полоса в семье не закончилась. В 2005 году ни с того ни сего умер средний сын Алексей. Разбрасывал по огороду удобрение, остановился на минуту передохнуть и вдруг упал лицом в навоз. Случился инфаркт, и в считанные минуты здоровый 27-летний мужчина скончался. У Павлины осталось двое сыновей — Андрей и Вячеслав. Они помогали матери по хозяйству, оба трудились на сельской ферме.

Первого июня нынешнего года мать и старший сын утонули в один день. Молодой человек с утра пас коров, а после обеда вместе с друзьями пошел купаться на речку Горынь. Друзья видели, как он нырнул и пропал из виду. Переполошились, позвонили в сельсовет и милицию. Водолазы и односельчане весь день искали тело, пытались выловить труп сетями, прощупывали дно речки баграми — но тщетно. Утром в селе хватились, что пропала и мать Андрея. Ее тело нашли быстро: снова отправились на реку и почти сразу увидели темнеющую в камышах одежду утопленницы. А сына обнаружили только на четвертый день — в том месте, где он купался, река делает поворот, и его, скорее всего, отнесло быстрым течением. Вскрытие показало, что оба умерли вследствие попадания воды в легкие. Проще говоря, захлебнулись. Говорят, незадолго до смерти Павлина нашла в курятнике яйцо черного цвета с двумя нарисованными крестами.

В итоге из большой семьи остался последний — 20-летний Вячеслав. Односельчане очень сочувствовали парню: «Жалко семью. Хорошие люди были, работящие. Все дети с малого возраста к труду приучены, все за скотом ходили. С утра до вечера трудились на своем огороде и в колхозе. Наверняка все несчастья — из-за тех погибших аистят».

Нашему корреспонденту Дарии Горской, выезжавшей летом в командировку в Удрицк, Вячеслав сказал, что больше никогда не пойдет на речку, забравшую у него мать и братьев. Парень выглядел упавшим духом. Рассказал, что ушел с работы, с сельскохозяйственного предприятия. Решил подождать, пока душа успокоится. Бездетные дядька и тетка звали Вячеслава пожить к себе, но тот не согласился, продолжая жить в родительском доме, на который остальные жители села поглядывали с нескрываемой опаской.

«Буквально за несколько дней до съемок в телепередаче Славе приснился утонувший брат. Мертвец поднимался из гроба и тащил его за собой»

Так случилось, что мистической историей заинтересовались организаторы телевизионного проекта канала «СТБ» «Битва экстрасенсов», участники которого демонстрируют способности ясновидения и возможности предсказания судьбы. Вячеслава Пигаля, о котором тогда написали многие СМИ, пригласили на съемку программы. Парень согласился без колебаний. Но… в последний момент передумал.

— Слава все твердил, что никуда ехать не хочет, — рассказал «ФАКТАМ» его двоюродный брат Андрей Пигаль, родной племянник Адама Пигаля. — Буквально за несколько дней до поездки ему приснился брат Андрей, в июне утонувший в Горыни. Будто бы мертвец поднимался из гроба и тащил его за собой. Во сне Славе удалось отбиться, но на самом деле он был очень напуган. К тому же незадолго до съемок брат упал с повозки и вывихнул плечо. Вот и получилось, что Слава уговорил меня поехать вместо него.

Съемки для пущего сходства с действительностью проходили в живописной местности на берегу речки. Андрея усадили за круглым столиком, к которому по очереди подсаживались ясновидцы. Задание было одинаковым для всех: взять в руки ключи от хаты Пигалей и постараться максимально почувствовать историю этой семьи.

— Честно говоря, я не ожидал от людей таких сверхъестественных способностей! — воскликнул Андрей. — Одни брали в руки ключи, другие раскладывали карты таро — и начинали говорить такие вещи, о которых могли знать только самые близкие нам люди.

Почти все ясновидящие сразу говорили, что в этой семье за последние несколько лет произошло много смертей. «Вижу женщину, она утонула. Случайно споткнулась на высоком берегу, упала в воду. Эта женщина была несчастной, последние годы ее преследовали лишения. В этой семье не она одна утонула, еще по крайней мере двое или трое. А еще много деток. Они танцуют и говорят мне: «Мы счастливы, потому что уже умерли». Одна из женщин-экстрасенсов внезапно вздрогнула: «Вижу нож, занесенный над маленьким, совсем крошечным ребенком. Малыша бьют этим ножом, лезвие входит в горло…»

Мой собеседник, тяжело вздохнув, подтвердил слова провидицы. Действительно, четверть века назад в семье произошла жуткая трагедия: маленький Андрюша (тот, что нынешним летом утонул в один день вместе с матерью), когда ему было три года, зарезал кухонным ножом свою крохотную сестричку, которой едва исполнилось несколько недель. Родители возились на огороде, оставив детей дома одних. Так и осталось непонятным, что побудило мальчика взяться за нож. Может, малышка слишком громко плакала в колыбельке? Увидев страшную картину — окровавленную девочку с перерезанным горлом и растерянного сынишку, родители были в шоке. На расспросы, что же случилось, мальчик испуганно ответил, мол, видел, как отец режет кур, вот и сделал так же. Об уголовной ответственности за убийство и речи не было — слишком мал был преступник. Но этот страшный случай стал известен в районе. Уже взрослый Андрей признавался, что хорошо помнит тот день и терзается своим недетским поступком…

Та же вещунья рассказала о второй насильственной детской смерти. И тут родственник признался: был в жизни еще один жуткий эпизод, когда во время семейной ссоры Адам бросил в супругу ботинком. Та ловко увернулась, и тяжелая обувь угодила прямо в голову ребенку. Малыш вскоре умер, но дело удалось замять.

— В вашем селе говорят, что проклятие семьи Пигаль может быть связано с тем, что когда-то, переселившись на новое местожительство, они разрушили гнездо аистов, — обратилась я к Андрею. — По народному поверью, такой поступок грозит большими несчастьями.

— Но ведь еще в старой хате случилось несколько странных и страшных смертей. Первые четверо детей погибли у них еще до того, как они переехали в другой дом.

В общем, ни один из экстрасенсов не вспомнил про аистов. Зато называли другую причину несчастий — проклятье, которое на семью наложили много лет назад. Будто бы какая-то женщина, укутанная в зимний платок, тонет в полынье. Барахтаясь в ледяной воде, цепляясь за края обламывающегося льда, она из последних сил кричала: «Будьте прокляты, сдохните вы и ваши дети так же, как я сейчас!»

«Ваши родичи расплатились сполна, больше смертей не будет!»

Удивлению Андрея Пигаля не было предела. Когда-то давным-давно ему довелось услышать историю о семейном проклятии от тогда еще живого Адама Пигаля, в которой как раз говорилась о родственнице, утонувшей в проруби. Случилось эта история давно, когда самого Адама еще на свете не было. По семейному преданию, у прародителей Пигалей было несколько детей, но все они болели и умирали во младенчестве. Несчастные отец с матерью бегали по врачам, обращались к ворожкам. И вот, наконец, нашлась знахарка, взявшаяся помочь семейной паре: после сеанса ворожбы «на долгую жизнь» она велела спокойно идти домой и, когда родится следующий сын (мать уже носила его под сердцем), назвать его Адамом. По убеждению жителей Полесья это имя приносит здоровье не только его обладателю, но и последующим малышам, родившимся в семье. Единственное условие назвала знахарка: в день ворожбы они должны были идти домой, запереться и ничего не выносить из дому, никому ничего не отдавать, не дарить, несмотря ни на какие просьбы.

— Надо же было, чтобы именно в этот вечер к ним пришла дальняя родственница попросить угольков для растопки печи, — вспоминает мой собеседник. — Так было принято в селе: кто первый печь затопит, к тому соседи идут. Но Пигали, по понятным причинам, даже не пустили ее на порог. Женщина, не зная о причинах отказа, обиделась. Ближайшая хата, где можно было раздобыть огонек, находилась на другом берегу заснеженной речки. Она пошла по тонкому льду и угодила в полынью. Несчастная долго пыталась выбраться, барахталась в ледяном крошеве. Она думала о своих маленьких детях, оставшихся ждать ее в холодной хате, о том, что с ними будет без матери. Но намокшая одежда тянула ее на дно. Захлебываясь, эта родственница прокляла семью Пигалей.

— А вам не было страшно во время общения с ясновидящими?

— Было. Очень. Но все они твердили: «Вам бояться нечего, вас беда не коснется», — продолжает Андрей Пигаль. — Увы, когда речь заходила о Вячеславе, то порадоваться было нечему. Экстрасенсы говорили: в этой семье остался последний человек. Довольно точно описывали Вячеслава: невысокий, худой, со светлыми волосами. Они утверждали, что он очень подавлен, испуган. Что большую часть времени проводит запершись в своем доме, лежит на диване. Двое или трое ясновидцев сказали, что и его скоро не станет…

— Увы, так оно и было, — подтвердила главный сценарист проекта Виктория Мухина. — Почти все участники программы, принимавшие участие в испытаниях, чувствовали, что последний член семьи сейчас находится в очень тяжелом душевном состоянии. Кое-кто утверждал, что он погибнет из-за склонности к алкоголю, другие — что его, как и остальных в этой семье, погубит вода. Однако в каждой передаче мы пытаемся убедить зрителя, что нельзя полагаться только на экстрасенсов и на сто процентов верить в их предсказания. Экстрасенсы не Боги, они не всемогущи. Жизнь человека — только в его руках, каждый сам решает, как пройти свой жизненный путь.

Когда экстрасенсы предупредили о возможной смерти от воды, с неба, словно выступая декорацией к съемкам, хлынул проливной дождь. Хотя до этого было жарко, тут вдруг мгновенно похолодало. Как будто даже природа была участником мистического заговора.

После съемок программы Андрей Пигаль вернулся в село, но двоюродный брат Вячеслав не стал расспрашивать его о впечатлениях.

— Он дождался дня выхода передачи в эфир, это было в воскресенье

30 октября, заперся у себя в хате, — рассказывает Андрей. — Смотрел «Битву экстрасенсов» в одиночестве, по старенькому черно-белому телевизору. Я тоже смотрел — у себя дома, с семьей. И очень обрадовался, когда увидел, что эпизоды с недобрыми пророчествами о скорой смерти оказались вырезанными. Наоборот, в конце передачи прозвучало хорошее предсказание (кстати, единственное за все время съемок программы), когда молодой провидец из Азербайджана воскликнул: «Проклятье закончилось! Ваши родичи расплатились сполна, больше смертей не будет!»

Мы с двоюродным братом увиделись на следующий день. Он выглядел отдохнувшим и как будто успокоившимся. Признался, что не знал о многих вещах, о которых говорилось во время съемок. Например, о том, как его отец нечаянно убил маленького сына — ведь в семье эта тема была запретной. Я же знал об этом, потому что старше Вячеслава и многое помню. Я поздравил его с тем, что проклятье закончилось, и посоветовал поменьше пить. После смерти матери и последнего из братьев парень, к сожалению, стал заглядывать в рюмку.

…А через две недели после выхода передачи в эфир Вячеслава нашли мертвым на лавочке возле магазина. Рядом с ним валялся недопитый пакетик сока и кулек семечек. Патологоанатомическая экспертиза показала, что 21-летний парень умер от механической асфиксии дыхательных путей — захлебнулся яблочным соком. Выходит, семейное проклятие все-таки оказалось сильнее ворожбы «на долгую жизнь».

На сельском кладбище, в отличие от большинства ухоженных участков, где среди живых цветов стоят памятники с фотографиями и со скорбными надписями, на восьми могилах Пигалей — только кресты, без табличек. Два маленьких низких деревянных распятия — здесь покоится прах маленьких деток Павлины Николаевны и Адама Алексеевича. Отец семейства лежит рядом со старшими сыновьями, мать — возле младшего Андрея. Последнего отпрыска несчастного рода похоронили тут же. В тот день, когда я по телефону звонила в село, его родной дядя Николай Пигаль отправился в райцентр — сказал, что хочет заказать памятники для всех умерших.