Наука та технології

«Мы попросили японцев помочь создать музей человека в Лондоне, а они посоветовали привлечь к работе программистов из Украины»

9:00 — 14 грудня 2011 eye 1139

В Киевском планетарии начал действовать сферический кинотеатр, в котором фильмы с 3D-эффектом смотрят без специальных очков. Для этого использованы не имеющие аналогов в мире разработки молодых украинских компьютерщиков

Многие годы в Киевском планетарии проводились лекции, во время которых на потолке, имеющем форму полусферы, демонстрировалось изображение звездного неба. Для этого использовался особый проектор в виде космического корабля, который еще в 1960-х годах изготовила немецкая фирма «Цейс», славящаяся своей оптикой. Аппарат до сих пор исправно работает и находится на прежнем месте. Но теперь, кроме традиционных программ, в планетарии начал действовать сферический кинотеатр: купол диаметром 23 метра используется как экран, а фильмы с эффектом 3D зрители смотрят без специальных очков. На прошлой неделе прошла презентация кинотеатра, уникальное программное обеспечение для которого создали киевские компьютерщики. Корреспонденты «ФАКТОВ» побывали на премьере и увидели великолепное зрелище.

«Стоимость проекта оценивается в 800 тысяч евро»

 — Этот необычный кинотеатр начался с идеи открыть в Лондоне к летним Олимпийским играм 2012 года Музей человека, в котором использовались бы ультрасовременные технологии, в том числе со сферическим экраном, — рассказывает продюсер из Москвы Георгий Аистов. — Фирма, которую я представляю, занимается музейными проектами по всему миру, поэтому мы и занялись Музеем человека. Решили, что нужные для него технологии могут создать в США или в Японии. Связались с известнейшей японской компанией, но там нам сообщили, что по тематике, которая нас интересует, лучше всего обратиться к компьютерщикам из Украины, и дали координаты. Меня это не очень удивило — знаю, что программное обеспечение для крупнейших компьютерных фирм создают светлые головы из стран СНГ. О них, как правило, не пишет пресса. Человек живет, например, в Черновцах, выполняет задания компании. Получает через интернет гонорары на карточку. Старается, чтобы об этом знали как можно меньше людей — опасается налоговой, чиновников и бандитов.
 
Японцы порекомендовали нам коллектив инженеров из Киева, который еще с 1990-х годов занимается созданием искусственного зрения для компьютеров и разрабатывает другие передовые технологии. Мы рассказали этим молодым людям о своей идее, и они живо на нее откликнулись. Причем взялись ее выполнить бесплатно! Нам только пришлось купить комплект проекторов для сферического кино. Нас спрашивают, в какую сумму обошелся кинотеатр в Киевском планетарии. Я отвечаю: 800 тысяч евро. На самом деле расходы даже меньше. Кстати, в Московском планетарии тоже работает сферический кинотеатр, но на закупку оборудования для него потрачено шесть миллионов английских фунтов!
 
 — Мы занимались созданием новаторской системы сферического кино примерно полтора года, — говорит один из разработчиков программы киевлянин Владимир Забаров. — Она не имеет аналогов в мире — превосходит все, что существует сейчас за рубежом. Главная новизна в том, что процесс сведения изображений со всех пятнадцати проекторов полностью выполняется компьютером — дал машине команду, вышел из зала на часок в соседнее кафе, вернулся, а фильм уже готов к показу на сфере. Специалистам западных фирм, которые занимаются сферическим кино, требуется примерно неделя, чтобы состыковать изображения, ведь они выполняют эту работу вручную. Причем у них, если присмотреться, заметны стыки на «картинке». У нас же, как ни старайся, их не разглядеть.



*Фильмы демонстрируются на огромном сферическом куполе диаметром 23 метра (фото предоставлено Киевским планетарием)
 

— Благодаря чему мы видим фильм трехмерным даже без специальных очков?
 
 — Все на удивление просто: на самом деле изображение обычное двухмерное, но наше сознание само «дорисовывает» «картинку», делая ее объемной.

«Предстоит поменять обычные кресла на особые, на которых зрители размещаются полулежа»

 — Сейчас система проходит обкатку, продолжается ее совершенствование, — добавляет Георгий Аистов. — Кроме того, есть еще одна задумка, которая будет вскоре реализована — уникальный компьютерный симулятор. С его помощью зрители смогут «погружаться» в глубины океана, летать на другие планеты, к далеким звездам. Причем они будут участниками виртуальных событий, а не просто пассивными зрителями. Скажем, мы раздадим ребятам лазерные ружья, чтобы они смогли отразить «нашествие инопланетян». Сюжеты игр могут быть любыми. Руководить виртуальными путешествиями или игрой сумеет любой человек. Мы придумали образ ведущей — учительницы-пенсионерки. Управление должно быть до того простым, что даже она справится. Заметьте, в зарубежных планетариях такого рода симуляторами руководит целая бригада инженеров.

*На этом снимке запечатлена часть команды, которая создала в Киеве уникальный сферический кинотеатр  (слева направо): программист Вадим Казаковский, пиар-менеджер Ирина Животко, менеджер проекта Влада Щепинская, один из руководителей компьютерной фирмы Максим Зайцев (фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»)
 

Пока в планетарии стоят обычные сиденья. Они не очень подходят для сферического кинотеатра, ведь смотреть нужно не перед собой, а вверх. Так что в планах заменить их специальными креслами, на которых зрители размещаются полулежа. Кстати, самыми удобными для просмотра являются последние ряды.
 
 — Мы не можем демонстрировать здесь фильмы, которые идут в обычных кинотеатрах, — говорит исполнительный директор Общества сферического кино Ярослав Губченко из Нижнего Новгорода. — Дело в том, что для сферических экранов кино нужно снимать в особом формате. Пока в мире производится всего несколько таких фильмов в год. Но ведь планетариев — по одному на крупный город. Так что репертуар в них не нужно менять каждую неделю. Фильм можно демонстрировать месяцами. Впрочем, уже весной мы планируем пополнить репертуар Киевского планетария новой лентой о знаменитом ученом Чарльзе Дарвине. Пока же здесь идут мультфильм и научно-популярная лента об эволюции Вселенной и образовании жизни на Земле.