Известный во всем мире преподаватель по вокалу приехал из Америки в Киев, чтобы дать мастер-класс для украинских знаменитостей
Имя американского преподавателя вокала Сета Риггса не на слуху, но список его учеников поражает. Сет учил петь Мадонну, Рики Мартина, Дженнифер Лопес, Стиви Уандера, Вупи Голдберг, Принца, Дайану Росс, Барбру Стрейзанд, Тину Тернер, Хулио и Энрике Иглесиас, Шер… Подопечные Риггса 132 раза становились обладателями престижной музыкальной премии «Грэмми». Но, пожалуй, самый известный ученик Сета — Майкл Джексон. С ним преподаватель познакомился больше 30 лет назад и работал над грандиозными шоу поп-короля, которые должны были состояться в Лондоне.
В Киев Сет Риггс приехал по приглашению компании ICMG в рамках международного фестиваля «DоDж» с серией мастер-классов для украинских знаменитостей. Учениками преподавателя стали Ассия Ахат, Вера Брежнева, Эрика, участники последней «Фабрики зiрок». «ФАКТЫ» оказались единственным изданием, которому Сет дал интервью. И хотя 81-летнему педагогу есть о чем рассказать, мы решили поговорить о Майкле Джексоне. Ведь недавно американский суд приговорил лечащего врача певца Конрада Мюррея к четырем годам лишения свободы.
— Сет, вы помните вашу первую встречу с Майклом?
— О, это очень смешная история (улыбается). Дело было 33 года назад. Мы подъехали к дому Майкла на автомобиле, но не могли зайти через парадную дверь, поскольку рабочие монтировали лестницу на второй этаж, которая вела в спальню Майкла. Пришлось обойти дом и… карабкаться по стремянке на крышу, чтобы оттуда спуститься в комнату к Майклу. Постучав в дверь, услышали: «Входите!» Но, войдя, обалдели от увиденного. Сидевший на полу Майкл одной рукой держал за ногу шимпанзе, а второй — мыл ей попу. Не отрываясь от этого занятия, он поздоровался с нами. После надел на обезьяну подгузник и положил ее в маленькую колыбельку. Рядом с кроваткой стояло пианино, напротив — телевизор, а в центре комнаты была винтовая лестница, поднимавшаяся на второй этаж, где находились кабинет Майкла и библиотека. Там все от пола до потолка было заполнено книгами, а на полу лежали две игрушки в человеческий рост: девочка в наряде балерины и мальчик в строгом костюме.
Когда мы поздоровались, Майкл сел за рояль и объяснил, что он хочет от меня. Поговорили о работе, и Джексон, улыбнувшись, сказал: «Я думаю, у нас все получится!» Работать с ним было просто, поскольку он очень музыкальный. У Майкла было три с половиной октавы и при этом он ни разу не переходил на фальцет, мог петь как бас, баритон и тенор. Все, что я просил сделать, он повторял сразу же. Ни одно упражнение для него не было проблемой. Мы занимались два-три раза в неделю. Первое время я подъезжал к дому и мне приходилось карабкаться по лестнице, чтобы через крышу
*81-летний Сет Риггс работал с самыми известными исполнителями (фото автора)
— У нас в стране популярна поговорка, что художник должен быть голодным.
— Правда? Могу поспорить. На территории, где жил Джексон, было маленькое строение, выглядевшее как аптека. Но когда вы попадали туда, оказывались в раю для сладкоежек. Это был заполненный конфетами, мороженым и всякими сладостями магазинчик. Одним словом, всем, что нужно детям. Эдакий маленький Диснейленд. На том месте, где должна находиться касса, были специальные ложки для мороженого и стаканчики. Я подходил на кассу, брал стаканчик, набирал в него мороженое. Это и был мой завтрак. Все, кто приезжал к Майклу на ранчо на экскурсию, могли брать в этом магазине все, что душе угодно. Причем бесплатно. Ранчо, на котором жил Майкл, называлось Неверленд. Как вы помните, этот образ и название было навеяно сказкой про Питера Пена.
— Ходит много легенд о том, где на самом деле похоронен Джексон.
— Он похоронен на кладбище Глендейл в пригороде Лос-Анджелеса. Было две церемонии прощания с Майклом (не сдерживает слез. — Авт.). На первую — публичную, в Стэйплс-центре, я арендовал лимузин. Мы поехали всей семьей: я с детьми и внуками, а они со своими женами и мужьями. Было очень много людей, невероятное количество машин. Отрезок пути, который обычно занимает 20 минут, мы с трудом преодолели за два часа. Нам отвели места на небольшой сцене рядом с гробом, поскольку я считался членом семьи Джексон. Огромное количество цветов. Все плакали. Это было очень эмоциональное событие. Женщины, дети — все в слезах. Но даже дети Майкла не знали, что его в гробу не было. Его тело находилось в склепе, усыпальнице. Вторая церемония была закрытой, только для близких друзей и родных.
— Так было указано в завещании певца?
— Нет, в завещании на этот счет ничего не было. Идея общая. В Стэйплс-центре присутствовали 20 тысяч человек. Людей, которые хотели попасть на церемонию, было больше, чем желающих побывать на инаугурации президента. Для поддержания порядка было выделено больше трех тысяч полицейских, задействована даже парковая полиция, которая передвигается на лошадях. Говорят, церемония прощания обошлась властям Лос-Анджелеса почти в четыре миллиона долларов!
Согласно завещанию Майкла, которое было обнародовано 1 июля 2009 года, все его состояние, а также опека над детьми, переходит под управление Фонда семьи Майкла Джексона, которым управляет мама певца Кэтрин. Своего отца Джозефа Майкл даже не упомянул в завещании. Они не ладили, хотя в его честь Джексон назвал младшего сына. Признаться, я тоже недолюбливаю Джозефа. А вот Кэтрин мне очень нравится.
Когда мы были в Лондоне и готовились к грандиозным концертам Майкла, я очень удивился, услышав о количестве людей, задействованных в обеспечении безопасности — больше двух тысяч человек. Каждый день я видел, как эти крупные люди ходили по гостинице. В штате обслуживающего персонала я встретил женщину из Миссури, которая знала, как готовить блюда национальной кухни. Решили устроить праздник, и всех, кто был задействован в организации безопасности, я пригласил на ужин. И попросил эту женщину приготовить для всех традиционную еду афроамериканцев. Мама Майкла подошла и сказала: «Сет, я слышала, что ты собираешься приготовить ужин для всех?» «Да», — ответил я. И тогда Кэтрин спросила, можно ли и ей присоединиться? На ужине получилось так, что по одну сторону стола сидела Кэтрин, а по другую — я, оказавшийся единственным белокожим за этим столом.
— Майкл любил покушать?
— Джексон вегетарианец. Много не ел, но иногда, когда я лакомился жареной курицей, Майкл ко мне присоединялся. Много съесть не мог — ему сразу же становилось плохо, но любил это блюдо. На гастролях, в студии, когда мы записывались, с Майклом всегда был повар, который готовил еду и подавал ее.
— Вы с Майклом как-то по-особому называли друг друга?
— (Плачет.) Я называл его Сладюнькой. Его волосы всегда вкусно пахли, да вообще от него исходил сладкий запах. Для меня у него тоже было прозвище. Первая часть моей фамилии созвучна со словом «задубевание», когда после смерти все мышцы зажаты и тело не может изменить положение. Майкл называл меня именно так.
— У него были какие-то слабости?
— Каждый раз, куда бы он не приезжал, старался попасть в Диснейленд либо другой парк развлечений. Помню, однажды мы зашли в парк, где на входе была смешная кукольная черепаха. Майкл подбежал к этой черепашке, наклонился и сказал мне: «Смотри, я очень похож на нее». Он постоянно проделывал подобные вещи, любил подурачиться, посмеяться.
— Это правда, что вы должны были встретиться с Майклом в Нью-Йорке на Манхэттене в тот день, когда случились теракты?
— Как раз в тот день у нас была запланирована встреча с Майклом в одном из небоскребов. У меня есть друг Стивен Альберт, который должен был одолжить Майклу 200 миллионов долларов под залог каталога группы «Биттлз», купленный Джексоном за 47 миллионов долларов. Мы должны были встретиться утром 11 сентября на том этаже, в который врезался самолет. Встреча была назначена на девять утра, а самолет врезался в здание в 9.45.
А 10 сентября вечером мы с Майклом были на большом шоу на Медисон-сквер-гарден. Я сидел сзади за Майклом, рядом с Элизабет Тейлор и Маколеем Калкиным. На сцене выступала Лайза Миннелли, кстати, тоже моя ученица. После шоу все отправились на вечеринку, а я пошел в отель и лег спать. Незадолго до этого попал в автомобильную аварию и сильно повредил ногу, поэтому чувствовал себя неважно. Вечеринка сильно затянулась, и встречу решено было перенести. Представляете, как все сложилось?! В десять утра позвонила моя подруга из Нью-Йорка и попросила включить телевизор, девятый канал. Я подумал, что это какой-то боевик или фильм Сильвестра Сталлоне. Я и с ним занимался. Поверить не мог, когда моя подруга сказала, что это новости. На вопрос, кто виновен в этом, она ответила, что не знает. Я подумал, что русские напали на нас. Всегда, когда что-то случается, мы думаем, что это русские. Выглянул из окна, но ничего не увидел. Позвонил консьержу, и он посоветовал спуститься на Медисон-авеню, там все видно. Я вышел и стоял, открыв рот. Майкл проезжал мимо на лимузине и сказал, чтобы я возвращался в гостиницу. В голове крутилась мысль: «А ведь мы должны были быть там, в эпицентре событий».
— На людях Джексон часто появлялся в темных очках, перчатках, масках. Он настолько боялся микробов?
— Он не очень любил, когда его узнают. Майкл был прихожанином церкви свидетелей Иеговы и раздавал литературу об этой религии. Но люди догадывались, кто перед ними, и задавали вопрос: «Вы действительно Майкл Джексон?» Майкл говорил, что они ошиблись и добавлял: «Но если бы я был Майклом Джексоном, то сказал, что я здесь не с целью поговорить о Майкле Джексоне, а для того, чтобы побеседовать о Боге».
Перед тем как Майкла убили, я купил три велосипеда и отвез Джексону домой. Охрана пропустила меня, я открыл багажник и достал велосипеды. С третьего этажа меня увидели дети. В доме есть лифт, но детвора не стала дожидаться, а с жуткими криками сбежала ко мне по лестнице. Дети так радовались возможности покататься на велосипедах! Обняли меня и поблагодарили. Я уехал, так и не дождавшись Майкла. На следующее утро он появился на занятиях в темных очках, было видно, что плакал. «Я их отец и должен был сам догадаться и купить велосипеды», — сказал грустно. Я возразил:
*Миллионы поклонников Майкла Джексона не могут поверить, что его нет в живых
— Строгим отцом был Джексон?
— Нет, но с характером. Когда Майкл приходил домой, дети бросались к нему в объятия, а те, кто не доставал до шеи, обнимали за колени. Он заботился о детях. Однажды в звукозаписывающей студии принесли обед и поставили на журнальный столик из стали и стекла. Тут зашли дети, Майкл посмотрел на поднос и попросил охранников перенести еду на диван и вынести столик. Если дети будут бегать, они могут удариться. Джексон был очень предусмотрительным.
— Он ведь много занимался благотворительностью?
— Бывая в Лондоне, мы могли в десять вечера отправиться в самый большой магазин игрушек. За Майклом шли три человека, которые записывали, какие игрушки понравились Джексону. Выбрав желаемое, он до утра не ложился спать. Вставлял батарейки, чтобы игрушки заработали. На следующий день Майкл выходил из дома, а за ним шли охранники с огромными мешками. Появлялся в больнице, подходил к каждому ребенку и давал ему подарок, говорил с ним. Он был очень добрый.
Не знаю, читали ли вы в газетах, но однажды в Америке произошел шокирующий случай. Один сумасшедший отец закрыл сына в гостиничном номере и поджег комнату. Мальчик сильно обгорел. Когда Майкл прочитал об этом, в ту же минуту вылетел из Калифорнии в больницу к этому мальчику. Зашел в палату, увидел перебинтованного с ног до головы ребенка и сказал ему: «Не переживай, я позабочусь о тебе до конца твоей жизни». У него всегда была работа для этого мальчика. Отец малыша попал в тюрьму, а когда вышел, Майкл спрятал этого ребенка. Вот таким он был человеком…